X
08:12 30.07.2021

История может повториться

Состояние транспортной инфраструктуры, одним из определяющих подразделений которой является железная дорога, конечно же, обуславливает развитие экономики и культуры каждого региона и всей страны.

В настоящем транспортная система Дагестана довольно-таки развита. В республике есть разветвлённая дорожная сеть, морской порт, осуществляются авиаперевозки. Однако именно железнодорожное сообщение, связывающее нашу республику и страну со странами Ближнего Востока, определило в свое время степень экономического развития края.

Что примечательно, научных исследований об исторических этапах железнодорожного строительства в Дагестане не так много. В этом отношении диссертация и автореферат кандидата исторических наук «История строительства Дагестанского участка Владикавказской железной дороги и его роль в экономическом и социальном развитии Дагестана, конец XIX – начало ХХ вв.» Наримана Асварова отчасти восполняют этот пробел.

В частности, ученый в своей работе подчеркивает, что отсутствие железной дороги было большим тормозом в развитии культурной и социальной жизни региона, ибо и то и другое требовало перемещения масс людей, их тесного общения, невзирая на национальность и вероисповедание.

Нариман Асваров утверждает: «Железная дорога имела и важное стратегическое значение для переброски войск в Закавказье, к границам Ирана и Турции. Вот почему в условиях становления империализма в России, в 90-е гг. XIX века, остро встал вопрос о сооружении железной дороги, связывающей Дагестан и Закавказье с Центральной Россией, Ираном и Турцией.

Проведение железной дороги через территорию Дагестана было осуществлено в довольно сжатые сроки, несмотря на трудные природно-климатические условия. Приходилось преодолевать многочисленные водные преграды – реки и речушки, затоплявшие весной и в начале лета значительные территории, строить много дорожных сооружений – мостов, дренажных траншей, переходов и переездов, лотков и виадуков, разъездов, полустанков и станций, запасных путей, линий телеграфа, складов ремонтных материалов и т.д.

Потребовалось преодолевать и сопротивление местных феодалов, земли которых в принудительном порядке изымались (с денежной компенсацией) для отвода под полосу отчуждения железной дороги, особенно в Темир-Хан-Шуринском округе и в районе Дербента.

Впрочем, мало кто знает, что эта железная дорога была не первой в Дагестане. Еще в 1861 году для нужд строительства петровской гавани по проекту военного инженера Фалькенгагена от карьера Петровской горки до моря было проложено 4 километра узкоколейной дороги. Заметим, тогда это была первая железная дорога на всем Кавказе.

Железнодорожное сообщение до Порт-Петровска было осуществлено в 1896 году, в 1898-м – поезда пошли до Дербента.

Построение железной дороги резко изменило экономическую и политическую ситуацию в регионе. В Дагестан потоком пошли инвестиции из России на развитие промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства. Возникли многие промышленные предприятия по добыче нефти, серы, соли, переработке сельскохозяйственной продукции, выработке текстиля, добыче рыбы, производству холодного оружия, кустарно-ремесленных изделий. Значительно вырос объем вывоза и ввоза товаров»…

Впрочем, и в настоящем железнодорожное сообщение играет решающую роль в перспективах экономического развития Дагестана. Так называемый транспортный проект «Север–Юг» – это новое прочтение Шелкового пути, как ни странно, история может повториться. Свидетельством тому – туристический бум в Дагестане и инвестиции в возрождение старого Дербента. К тому же накануне прошла новость о том, что на модернизацию и развитие железнодорожной сети Дагестана в 2021 и 2022 годах РЖД потратят порядка 3 миллиардов рублей.

Статьи из «Общество»

Главное оружие – наше единство

26
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

37
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

11
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

9
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

16
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

163
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Призыв в армию России: тогда и сегодня

28
Впервые в истории государства Российского...

Надежду не теряем

15
В нынешний век скоростей многие из нас предпочитают передвигаться по нашей огромной стране...

Пилоты беспилотников

22
Современные боевые действия требуют универсализации навыков в сочетании с высоким...