История одного села: Кубачи

И вновь зовет меня дорога в дальние края. Хотела написать «неведомые», но это неправда. Ведомые. Даже очень. Несколько раз была в этом селе. Но каждый раз не перестаю им восхищаться. Более того, каждый раз нахожу в нем что-то новое, непознанное.
Таинственный Зерихгеран в переводе с персидского означает «поселение кольчугоделателей». Самое древнее упоминание о нем относится к VI веку. С XIV века оно получило тюркское название Кубачи с тем же смыслом.
Кубачи – древний аул мастеров, край легенд и преданий, известный на весь мир. Каждый камешек, каждое изделие, каждый дом здесь наполнены особой атмосферой, окутаны таинством, как Кубачи – туманом. Вообще туман – это неотъемлемая часть села. Ну, серьезно. Сколько раз приезжала сюда, и ни разу не было такого, чтобы на аул не спустился туман. Даже когда казалось, что ничего не предвещало.
Меня ждет Зайнаб Канаева (на снимке) – заведующая домом-музеем Ахмедхана Абу-Бакара. В этой поездке она стала моим проводником в мир прекрасного. А вообще почти в каждом кубачинском доме есть личный музей. Здесь любят и ценят антиквариат. И дом Зайнаб не исключение.
Коллекции Канаевых много веков. Предметы передаются из поколения в поколение. Какие-то экспонаты достались в наследство, что-то приобреталось у антикваров. Здесь собраны предметы традиционного национального быта – от старинных расписных тарелок и медных кувшинов до изделий мастеров-златокузнецов, а есть изделия, созданные Зайнаб еще в детстве.
«Здесь написано, что я выгравировала этот поднос в седьмом классе на уроке труда», – с гордостью показывает хозяйка поднос, висящий на стене.
Каждый предмет – свидетель времени, по нему можно понять, как развивался аул Кубачи. Многие из них используются и сегодня. В старинных кубачинских котлах хранят продукты, в кувшинах – воду. И даже украшения были функциональными. Например, нагрудная подвеска, привлекшая мое внимание, совсем не простая, в неё кубачинки складывали иголки, чтобы в любой свободный момент можно было взяться за любимое дело – вышивание.
А вот и гвоздь программы – кубачинский кувшин для воды муча́л. И с ним связана очень интересная история. Здесь рассказывают, как мучалы спасли село от полщич Надир-шаха. Один из старцев посоветовал жителям установить на крыши своих домов эти кувшины горлышками к дороге. Враги повернули обратно, приняв мучалы, опрокинутые набок и блестевшие на солнце, за пушки. Эта история стала известна всему миру благодаря кавказоведу-историку, этнографу, поэту Евгению Михайловичу Шиллингу. Он внёс большой вклад в изучение быта, традиций народов Кавказа.
Вообще, все село – музей под открытым небом, что всегда был центром прикладного искусства и промыслов. Плетение кольчуг, резьба по дереву, каллиграфия, оружейное и ювелирное искусство – это все про Кубачи. Сельчане любят рассказывать о нравах, обычаях, обрядах. Они хранят и чтут свою историю и традиции. Старые улочки создают впечатление, будто время здесь замерло со времен Зерихгерана, и ты оказываешься в далеком прошлом, бродишь в тумане по городу-крепости. Это царство белоснежных платков с золотой вышивкой. Таких, каких больше вы не найдете нигде.
Кубачинка может быть очень современной и продвинутой, но голову ее обязательно должен покрывать белоснежный платок, вышитый золотыми нитями – знаменитый узнаваемый всеми каз. Это не просто предмет гардероба, а опознавательный символ, народный бренд. Ну, например, как сари для индусов, килт для шотландцев, пончо для индейцев.
Казов должно быть не меньше двух: на каждый день и для особых случаев. И в нем столько нюансов, которые может раскрыть только истинная кубачинка. Головной убор должен подходить к платью. Каждое платье должно подходить к казу. Правильно надеть наряд – то еще умение. Целое искусство, но не для кубачинки.
– Все просто – последний узор цветка должен находиться под челюстью. Левую часть полотна наверх, правую вниз – и готово, – поясняет Зайнаб.
Движения у нее отточенные, ловкие. Я так не сумею. С этим умением нужно родиться.
Казов должно быть не меньше двух: на каждый день и для особых случаев. И в нем столько нюансов… Правильно надеть наряд – то еще умение. Целое искусство, но не для кубачинки
До свадьбы каждая кубачинка должна была вышить 40(!) казов в приданое, а еще плюс подарки родственницам будущего мужа… Даже подумать страшно, во сколько лет они начинали готовить это приданое.
Каз – это целая философия. В каждом узоре – сердце, любовь. Пройдет время, и внучка, доставая платок из сундука, скажет: «Это бабушкин платок. Я сегодня его надену».
Еще одна достопримечательность села – аутентичные свадьбы. Кубачинская невеста на свадьбу обязательно надевает платье из лучшей парчи и, конечно, вышитый золотыми и серебряными нитями каз, а поверх – другой старинный платок. Если в некоторых районах Дагестана традиционный свадебный наряд уже давно сменился белым платьем европейского типа, то в Кубачи отдают дань традиции. Образ дополняют крупные золотые изделия, браслеты, подвески. Замуж девушка выходит со всем необходимым в быту приданым: большие и малые водоносные кувшины, сосуды, медные котлы с крышками и без и, конечно, старинный фарфор – декоративные тарелки из керамических центров мира: Ирана, Китая, Японии.
На третий день невеста, сидя в нарядном свадебном одеянии в углу комнаты, принимает подарки и пожелания счастливой семейной жизни от многочисленных родственников и сельчан.
В знак благодарности, по местному обычаю, новобрачная дает гостям конфеты. Звучат национальные мотивы, светятся улыбки, все обмениваются теплыми объятиями. В каждом действии – добро и любовь.
Традиционный танец – то главное, без чего не обходится ни одна свадьба. Как выяснилось, кубачинский танец – это тоже отдельный вид искусства. В нем нет динамичных, экспрессивных движений, он степенный, но, несмотря на кажущуюся легкость, в нем много нюансов. И без помощи знатоков здесь не обойтись.
…Гуляю и прислушиваюсь к десяткам, сотням ударов ювелирных молоточков, и мне хочется думать, что в этот час все жители аула сидят дома и творят что-то такое, чем снова удивят мир. О том, что Кубачи – знаменитый аул златокузнецов, известно давно и всем.
Но каждому ли поддается ремесло и где ему научиться, я узнала в местной школе искусств. Мастер Мурад Аммалаев рассказал, что всё начинается с рисунка на бумаге, после переносится на деревянное полотно и аккуратно вырезается. Декоративно-прикладному искусству обучают всех школьников. Так растят будущих мастеров. И каждый может выбрать ремесло по душе.
Кинжалы с филигранной серебряной отделкой, женские украшения, чеканные кувшины для воды и сосуды – все это изделия местных златокузнецов. И да, по легенде именно кубачинские мастера выковали щит для Александра Невского и знаменитый рогатый шлем Александра Македонского. Прошло много лет и пройдет еще немало, но одно останется неизменным: каждый день в мастерских аула создаются и будут создаваться новые изделия. Страсть к прекрасному в крови у кубачинцев. В каждом изделии душа и труд многих мастеров. Только истинный знаток может понять: какому именно мастеру принадлежит изделие.
Невозможно рассказать о Кубачи и не вспомнить первого народного писателя Дагестана, основоположника дагестанской кинематографии Ахмедхана Абу-Бакара. В его родном селении находится музей – филиал Национального музея Дагестана. Здесь собраны уникальные предметы, которыми пользовался прозаик. В коллекции – собрание книг писателя, его дневники, письма, рукописи, фотографии, личные вещи. Большая часть экспозиции посвящена этнографии села златокузнецов.
Ахмедхан Абу-Бакар открыл для русского читателя Дагестан. Благодаря его произведениям люди проникались духом Страны гор, узнавали о многовековых традициях и обычаях, знакомились со старинными промыслами, узнали о знаменитом ауле златокузнецов. И сегодня, читая произведения великого мастера слова, слушая рассказы заведующей музеем Зайнаб Канаевой, я открываю для себя неизвестное об известном ауле.
«На небоскреб наш аул похож потому, что крыши самых нижних саклей служат балконами-террасами для следующего ряда жилищ, и так гигантской лестницей, в которой не менее трехсот ступеней, он поднимается к крепости Кунака. Правда, в этой лестнице за последние 10-20 лет образовались пробоины, так как некоторые сакли разрушены: иные жители аула переехали в город, другие переселились на просторное плато, где можно не только построить саклю, но и разбить перед нею палисадник», – это Ахмедхан Абу-Бакар описывает родное Кубачи в «Ожерелье для моей Серминаз».
…Даже если вы уже бывали в Кубачи и не один раз, то каждая поездка – это новое открытие древнего аула.
Статьи из «Общество»
Духовный смысл Курбан-байрама

Любовная травма

Особый склад характера

Памяти защитников Ленинграда

Родом из Куруша

Нескучный отдых
