X
08:37 06.06.2025

История одного села: Кубачи

И вновь зовет меня дорога в дальние края. Хотела написать «неведомые», но это неправда. Ведомые. Даже очень. Несколько раз была в этом селе. Но каждый раз не перестаю им восхищаться. Более того, каждый раз нахожу в нем что-то новое, непознанное.

Таинственный Зерихгеран в переводе с персидского означает «поселение кольчугоделателей». Самое древнее упоминание о нем относится к VI веку. С XIV века оно получило тюркское название Кубачи с тем же смыслом.

Кубачи – древний аул мастеров, край легенд и преданий, известный на весь мир. Каждый камешек, каждое изделие, каждый дом здесь наполнены особой атмосферой, окутаны таинством, как Кубачи – туманом. Вообще туман – это неотъемлемая часть села. Ну, серьезно. Сколько раз приезжала сюда, и ни разу не было такого, чтобы на аул не спустился туман. Даже когда казалось, что ничего не предвещало.

Меня ждет Зайнаб Канаева (на снимке) – заведующая домом-музеем Ахмедхана Абу-Бакара. В этой поездке она стала моим проводником в мир прекрасного. А вообще почти в каждом кубачинском доме есть личный музей. Здесь любят и ценят антиквариат. И дом Зайнаб не исключение.

Коллекции Канаевых много веков. Предметы передаются из поколения в поколение. Какие-то экспонаты достались в наследство, что-то приобреталось у антикваров. Здесь собраны предметы традиционного национального быта – от старинных расписных тарелок и медных кувшинов до изделий мастеров-златокузнецов, а есть изделия, созданные Зайнаб еще в детстве.

«Здесь написано, что я выгравировала этот поднос в седьмом классе на уроке труда», – с гордостью показывает хозяйка поднос, висящий на стене.

Каждый предмет – свидетель времени, по нему можно понять, как развивался аул Кубачи. Многие из них используются и сегодня. В старинных кубачинских котлах хранят продукты, в кувшинах – воду. И даже украшения были функциональными. Например, нагрудная подвеска, привлекшая мое внимание, совсем не простая, в неё кубачинки складывали иголки, чтобы в любой свободный момент можно было взяться за любимое дело – вышивание.

А вот и гвоздь программы – кубачинский кувшин для воды муча́л. И с ним связана очень интересная история. Здесь рассказывают, как мучалы спасли село от полщич Надир-шаха. Один из старцев посоветовал жителям установить на крыши своих домов эти кувшины горлышками к дороге. Враги повернули обратно, приняв мучалы, опрокинутые набок и блестевшие на солнце, за пушки. Эта история стала известна всему миру благодаря кавказоведу-историку, этнографу, поэту Евгению Михайловичу Шиллингу. Он внёс большой вклад в изучение быта, традиций народов Кавказа.

Вообще, все село – музей под открытым небом, что всегда был центром прикладного искусства и промыслов. Плетение кольчуг, резьба по дереву, каллиграфия, оружейное и ювелирное искусство – это все про Кубачи. Сельчане любят рассказывать о нравах, обычаях, обрядах. Они хранят и чтут свою историю и традиции. Старые улочки создают впечатление, будто время здесь замерло со времен Зерихгерана, и ты оказываешься в далеком прошлом, бродишь в тумане по городу-крепости. Это царство белоснежных платков с золотой вышивкой. Таких, каких больше вы не найдете нигде.

Кубачинка может быть очень современной и продвинутой, но голову ее обязательно должен покрывать белоснежный платок, вышитый золотыми нитями – знаменитый узнаваемый всеми каз. Это не просто предмет гардероба, а опознавательный символ, народный бренд. Ну, например, как сари для индусов, килт для шотландцев, пончо для индейцев.

Казов должно быть не меньше двух: на каждый день и для особых случаев. И в нем столько нюансов, которые может раскрыть только истинная кубачинка. Головной убор должен подходить к платью. Каждое платье должно подходить к казу. Правильно надеть наряд – то еще умение. Целое искусство, но не для кубачинки.

– Все просто – последний узор цветка должен находиться под челюстью. Левую часть полотна наверх, правую вниз – и готово, – поясняет Зайнаб.

Движения у нее отточенные, ловкие. Я так не сумею. С этим умением нужно родиться.

Казов должно быть не меньше двух: на каждый день и для особых случаев. И в нем столько нюансов… Правильно надеть наряд – то еще умение. Целое искусство, но не для кубачинки

До свадьбы каждая кубачинка должна была вышить 40(!) казов в приданое, а еще плюс подарки родственницам будущего мужа… Даже подумать страшно, во сколько лет они начинали готовить это приданое.

Каз – это целая философия. В каждом узоре – сердце, любовь. Пройдет время, и внучка, доставая платок из сундука, скажет: «Это бабушкин платок. Я сегодня его надену».

Еще одна достопримечательность села – аутентичные свадьбы. Кубачинская невеста на свадьбу обязательно надевает платье из лучшей парчи и, конечно, вышитый золотыми и серебряными нитями каз, а поверх – другой старинный платок. Если в некоторых районах Дагестана традиционный свадебный наряд уже давно сменился белым платьем европейского типа, то в Кубачи отдают дань традиции. Образ дополняют крупные золотые изделия, браслеты, подвески. Замуж девушка выходит со всем необходимым в быту приданым: большие и малые водоносные кувшины, сосуды, медные котлы с крышками и без и, конечно, старинный фарфор – декоративные тарелки из керамических центров мира: Ирана, Китая, Японии.

На третий день невеста, сидя в нарядном свадебном одеянии в углу комнаты, принимает подарки и пожелания счастливой семейной жизни от многочисленных родственников и сельчан.

В знак благодарности, по местному обычаю, новобрачная дает гостям конфеты. Звучат национальные мотивы, светятся улыбки, все обмениваются теплыми объятиями. В каждом действии – добро и любовь.

Традиционный танец – то главное, без чего не обходится ни одна свадьба. Как выяснилось, кубачинский танец – это тоже отдельный вид искусства. В нем нет динамичных, экспрессивных движений, он степенный, но, несмотря на кажущуюся легкость, в нем много нюансов. И без помощи знатоков здесь не обойтись.

…Гуляю и прислушиваюсь к десяткам, сотням ударов ювелирных молоточков, и мне хочется думать, что в этот час все жители аула сидят дома и творят что-то такое, чем снова удивят мир. О том, что Кубачи – знаменитый аул златокузнецов, известно давно и всем.

Но каждому ли поддается ремесло и где ему научиться, я узнала в местной школе искусств. Мастер Мурад Аммалаев рассказал, что всё начинается с рисунка на бумаге, после переносится на деревянное полотно и аккуратно вырезается. Декоративно-прикладному искусству обучают всех школьников. Так растят будущих мастеров. И каждый может выбрать ремесло по душе.

Кинжалы с филигранной серебряной отделкой, женские украшения, чеканные кувшины для воды и сосуды – все это изделия местных златокузнецов. И да, по легенде именно кубачинские мастера выковали щит для Александра Невского и знаменитый рогатый шлем Александра Македонского. Прошло много лет и пройдет еще немало, но одно останется неизменным: каждый день в мастерских аула создаются и будут создаваться новые изделия. Страсть к прекрасному в крови у кубачинцев. В каждом изделии душа и труд многих мастеров. Только истинный знаток может понять: какому именно мастеру принадлежит изделие.

Невозможно рассказать о Кубачи и не вспомнить первого народного писателя Дагестана, основоположника дагестанской кинематографии Ахмедхана Абу-Бакара. В его родном селении находится музей – филиал Национального музея Дагестана. Здесь собраны уникальные предметы, которыми пользовался прозаик. В коллекции – собрание книг писателя, его дневники, письма, рукописи, фотографии, личные вещи. Большая часть экспозиции посвящена этнографии села златокузнецов.

Ахмедхан Абу-Бакар открыл для русского читателя Дагестан. Благодаря его произведениям люди проникались духом Страны гор, узнавали о многовековых традициях и обычаях, знакомились со старинными промыслами, узнали о знаменитом ауле златокузнецов. И сегодня, читая произведения великого мастера слова, слушая рассказы заведующей музеем Зайнаб Канаевой, я открываю для себя неизвестное об известном ауле.

«На небоскреб наш аул похож потому, что крыши самых нижних саклей служат балконами-террасами для следующего ряда жилищ, и так гигантской лестницей, в которой не менее трехсот ступеней, он поднимается к крепости Кунака. Правда, в этой лестнице за последние 10-20 лет образовались пробоины, так как некоторые сакли разрушены: иные жители аула переехали в город, другие переселились на просторное плато, где можно не только построить саклю, но и разбить перед нею палисадник», – это Ахмедхан Абу-Бакар описывает родное Кубачи в «Ожерелье для моей Серминаз».

…Даже если вы уже бывали в Кубачи и не один раз, то каждая поездка – это новое открытие древнего аула.

Похожие

История одного села: Тукита

293
Давненько не выезжала я в путь-дорожку, не рассказывала интересных историй, не знакомила вас...

Статьи из «Общество»

Россия – семья народов

4
Велико значение России в истории Дагестана. Всесторонние связи, узы братства, которые складывались свыше 300 лет – с 1722 года, с момента основания Петром Великим...

Адвокаты на смену юристам

15
В последнее время все чаще встречаются случаи, когда излишне доверчивые люди страдают от рук псевдоюристов. Люди хотят сэкономить на юридических услугах и...

Служили Родине

21
Каждый юбилей Победы вновь пробуждает нашу память о героическом прошлом страны, фантомной...

Пока свое не вернем…

15
Удивительное это дело – взятка. Она, как известно, существовала еще со времен фараонов,...

Время, когда закалялась душа

5
Жизненный путь этого человека – отражение истории нашей страны. На фронте он был буквально с...

По закону и по совести

27
Во все времена замечено: когда страна переживает трудные дни, потребность обращаться к...

Не только для парадов

12
У России два верных союзника – армия и флот, гласит известный афоризм. Российский военный...

Малолетние живодёры

18
В одном из многоквартирных домов по улице Азиза Алиева в Махачкале произошло шокирующее событие: двое братьев 12 и 13 лет, затащив в подъезд беспризорного котёнка,...

Не меркнет в веках слава

17
Тема «Победа советского народа в Великой Отечественной войне» обширная. По ней опубликовано...

Осторожно: VPN

21
Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании приняли закон, которым вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части...