Эго Феликса Бахшиева
Биография любой газеты это спрессованные в колонки разножанровые материалы, у которых есть конкретные авторы. В юбилейном номере «Дагестанской правды» от 23.03.2023 года читатель, думаю, узнал много интересного о личностях редакции. Но не обо всех…
Работал в своё время в нашей газете заместителем главного редактора творческий человек по имени Феликс Бахшиев (на снимке). Нынешнему поколению, возможно, это имя ни о чём не говорит: чтение книг сегодня не в почёте. Но назвать изумительное времяпрепровождение с переплетёнными в цельный блок бумажными листами анахронизмом лично у меня язык не поворачивается. Потому что я состоялся как человек с определённым интеллектуальным багажом именно благодаря книге.
Так вот, хочу протестировать современного молодого человека следующим образом: «Сны скорпиона, или Не умирай, пока живёшь», «Привидение ведёт на Голгофу», «Вы слушали Равеля «Болеро»?», «Кардибская осень», «Монолог на площади Согласия», «Ноктюрн для двоих» – что это? Юноша, ты держал в руках эти книги? Жаль. Очень жаль…
Феликс Михайлович Бахшиев – известный в республике писатель и журналист. Работал корреспондентом республиканской молодёжной газеты «Комсомолец Дагестана», в дальнейшем в обкоме КПСС. 25 лет был заместителем главного редактора республиканской газеты «Дагестанская правда». Последующие 13 лет Ф. Бахшиев заместитель редактора общественно-политической газеты «Махачкалинские известия».
Человек талантливый, Ф. Бахшиев совмещал журналистскую деятельность с литературной. Он член СЖ СССР (1963) и СП СССР (1978). Первая его книга «Где-то есть сын» вышла в Дагестанском книжном издательстве в 1969 году. Она вызвала читательский интерес, и критика благосклонно отметила дебют молодого писателя в журнале «В мире книг».
Бахшиев – автор более 20 книг, среди них, кроме названных выше, «Слышать голос твой», «Бег времени», «Белый аист», «Было всё в мире этом призрачно», «Пришествие», «Портреты без ретуши», «Портреты. XX век в лицах»…
Творческая деятельность Ф. Бахшиева отмечена высокими наградами и званиями: Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1978), «Заслуженный работник культуры ДАССР» (1988), «Заслуженный работник культуры РФ» (1998), трижды лауреат премии СЖ ДАССР «Золотое перо Дагестана», а также премии СЖ РД «Золотой орёл». Награждён именными часами Председателя Госсовета РД (2004).
…Когда Феликсу Михайловичу посчастливилось поехать во Францию, в Париж, как мы, тогдашняя дагправдинская молодёжь, ему завидовали! Но он имел на это право, будучи уже известным журналистом и писателем. Понятно, вернулся не с пустыми руками: масса впечатлений, которые затем сложились в одну из частей трилогии «Возвращение, или Холодные камни тоже греют» под названием «Монолог на площади Согласия».
Романы трилогии охватывают очень большой временной отрезок – от Октябрьской революции до наших дней. Главный герой, конечно же, журналист. Зовут его Аслан, он очень любит свой небольшой народ и делает всё, что в его силах, чтобы он не затерялся в водовороте непонятной непредсказуемой действительности.
Беллетристика тем и хороша, что даёт читателю возможность выбрать жанр и формат повествования по душе. Непоседам непросто усидеть за романом, тем паче за трилогией. У писателя Феликса Бахшиева творческий диапазон рассчитан, что называется, на широкий круг читателей. Мне очень понравился сборник новелл «Ноктюрн для двоих». Совершенно неожиданно там я нашёл и стихи, но об этом потом.
А сейчас о новелле «Бенефис Майкла Астарханова». Читая этот великолепный рассказ, вспомнил наши с Феликсом Михайловичем дискуссии в редакционном коридоре о смысле жизни, о душе, о Боге. Но когда это было! «Ноктюрн для двоих» вышел в этом году к 85-летию писателя. Спустя десятилетия те дискуссии у Феликса Бахшиева сложились в конкретную философскую концепцию, отражающую его видение души и мироздания. И раскрывается оно в диалоге 90-летнего актёра театра Майкла Астарханова с самим собой. Точнее, с собственным эго – внутренним голосом, со своим «вторым я».
Позавидовал: уж очень оригинальный и иллюстративный для понимания смыслов литературный приём нашёл Феликс Михайлович в этой новелле! А ведь и правда, мы же в определённых ситуациях очень часто спорим сами с собой, и арбитром в этих поединках всегда выступает её величество Совесть. Разве не так?
«В душе у каждого человека должен жить Бог. Это, я убеждён, добро, милосердие, веротерпимость, совесть, честь. И любовь, всепоглощающая любовь, отвергающая злобу, зависть, жадность, ложь, чинопочитание, лизоблюдство, воровство, убийство, прелюбодейство», – утверждает старый актёр в беседе со своим эго. Вообще-то что-то вроде Нагорной проповеди Христа о запретном и допустимом, нравственный кодекс бытия.
Девяностолетний талантливый лицедей, который сильно сомневался в удаче с новой ролью, специально написанной драматургом для его бенефиса, блестяще справился с задачей: «…Наконец в последних рядах партера поднялись несколько зрителей. Послышались жидкие опасливые хлопки. Постепенно они становились гуще, громче. И вдруг на Майкла обрушился шквал аплодисментов».
Честно говоря, о поэте Бахшиеве мне до сих пор ничего не было известно. И тем не менее в «Ноктюрне для двоих» обнаружил раздел «Стихотворения». Однако! Послушайте только:
Годы, седые приятели,
Я записал вас в предатели.
Возраст мой отдали сплетникам,
Сделали времени пленником.
Годы, вы скоро растаете,
Взмоете к космосу стаями.
В синем просторе инверсией
Жизни начертите версии.
Годы, родные приятели,
Близкие сердцу предатели.
Вот так круто, но в то же время и нежно, Феликс Михайлович, вы обошлись со своими замечательными годами, проведёнными в том числе и в стенах «Дагестанской правды», где вас помнят и любят за талант и высокую человеческую порядочность. Так что творите и впредь!