Эхо прошедшей канонады
Недавно проходил мимо махачкалинской школы № 50 и удивился суматохе, царившей во дворе и вокруг учебного заведения: суетились бойцы полицейского спецназа, бегали учителя, а учащиеся толпились по всему периметру.
Спрашиваю знакомого педагога: что случилось?
– В МЧС позвонили, что в нашей школе заложено взрывное устройство…
Стал потом выяснять ситуацию. Оказывается, действительно 20 января на почту МЧС пришло сообщение, что все школы Махачкалы заминированы. В таких случаях, независимо от истинного происхождения сообщения, полагается всё проверить, что и было сделано силовыми ведомствами. К счастью, сообщение оказалось ложным. Но сколько работников МВД было отвлечено от исполнения своих прямых обязанностей, сколько ненужных хлопот доставлено учителям и их подопечным!
Да, это эхо канонады смутных и бурных 90-х прошлого века, когда не бутафорские, а настоящие бомбы взрывались в жилых домах, на улицах и их обочинах по чьему-то заказу. На виду у всех или же подальше от людских глаз лишали жизни неугодных, похищали ни в чём невинных…
Всё это уже позади. Но шрамы остались. Не только у тех, кто лишился близких людей. Шрам остался на самом обществе. Он, как и полагается настоящему шраму, зарубцевался, но время от времени ноет. Не просто ноет, а напоминает, предостерегает. Кто всё это пережил, вряд ли снова захочет быть заложником криминалитета, который в своё время (давайте сегодня честно признаемся самим себе) взял на себя функции государства.
Конечно, точно в том же виде смутное время вновь не повторится: нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Но зло многолико. У зла огромный арсенал влияния на политические и общественные процессы, на умы людей и их поведение. Чреватый преступностью синдром скоробогачества так просто и быстро не пройдёт. У всех нас в памяти, как самые пронырливые, самые бессовестные и самые наглые криминально присваивали целые отрасли и объекты народного хозяйства.
Я понимаю, что для нынешнего поколения (ему уже тридцать лет с гаком!) термин «народное хозяйство» не поддаётся пониманию в истинном его значении: как это – «народное»?! Вот ООО, вот АО, вот ОАО – у каждого есть свой хозяин! А народный?
Давайте этому поколению объясним хотя бы самое элементарное и не сгинувшее вместе с социализмом: согласно действующей Конституции недра, то есть полезные ископаемые – нефть, газ, различные руды и драгметаллы принадлежат государству. И никакой криминалитет не имеет права посягать на него. А государство и его силовые структуры регулируют справедливое распределение этих богатств. А граждане и их имущество, согласно той же Конституции, должны быть защищены от преступных посягательств. Такому обществу никакая цветная или иная революция не страшна, ибо оно состоит из защищённых законом и Конституцией граждан.
Вот вам, молодые люди, политэкономия в сжатом виде. Тут ещё можно добавить, что благополучный социум – гарантия от катаклизмов, которые нам пришлось пережить в прошлом веке, включая и разрушение союзного государства.
Те самые школьники, которые были выведены полицейскими из своих классов, чтобы обезопасить их от возможного взрыва, сегодня становятся движущей силой нашего общества. Конечно же, они запомнят и этот эпизод из своей жизни. Неприятный эпизод. Но как они должны его трактовать уже сегодня? Потом, повзрослев, они, понятное дело, поставят его на подобающую своему содержанию полку. А сейчас?
На мой взгляд, на плечи сегодняшнего учителя, настоящего педагога, ложится огромная ответственность не только в смысле преподавания конкретного школьного предмета, особенно истории, но и воспитания в своих подопечных альтруизма, показывая негативную роль в жизни человека, общества эгоизма и индивидуализма. Скоробогачество, а затем и сопутствующий ему криминал – несомненные порождения этих качеств. Доброта, конечно, непросто даётся, но дети должны знать: добрый человек никогда не замахнётся на ближнего и на его имущество.
…Тот звонок, который сообщил в дежурную часть МЧС о якобы заминированных школах, скорее всего, сделал один из учащихся одной из этих школ. Шутка? Розыгрыш? Не важно, каким будет ответ на эти вопросы. Важно то, что объектом розыгрыша стало взрывное устройство – эхо прошедшей канонады. Как быстро это эхо заглохнет, зависит не только от школы, государственных структур и представляющих их чиновников. К счастью, и от нас самих тоже.