…Это не дипломная работа
Победителями трека «Наука» конкурса «Лидеры России» стали 33 российских учёных из 15 регионов страны. В их числе директор Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Руслан Абакаров.
«Лидеры России» – флагманский проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». В конкурсе принимали участие 159 финалистов со всей России. Финал трека объединил участников из разных профессиональных областей, чьи научные проекты имеют высокую социальную значимость. Одна из задач конкурса – привлечь внимание к науке в нашей стране, в том числе со стороны людей, которые состоялись как руководители и готовы реализовывать крупные проекты.
У финалистов есть возможность претендовать на членство в Координационном совете по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, а также поработать с наставниками – руководителями крупнейших вузов и научных организаций, главами корпораций и ведущими российскими учёными. Кроме того, все победители встретятся в Сочи на заключительном мероприятии Года науки и технологий.
Для них пройдут образовательные программы и стажировки в ведущих вузах, научных организациях и крупных корпорациях. Ранее с финалистами встретился министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, который ответил на вопросы участников о развитии научно-исследовательской среды в стране.
«Недостаток лидеров, способных брать ответственность за работу больших команд, исследовательских, университетских коллективов, – это сегодня актуальная проблема, которую мы фиксируем. Лидер должен уметь вдохновлять, причём ответственно вдохновлять, идти вперёд и делать большие проекты. Люди, которые способны на это, всегда будут востребованы…», – подчеркнул министр.
Недостаток лидеров, способных брать ответственность за работу больших команд, исследовательских, университетских коллективов, – это сегодня актуальная проблема, которую мы фиксируем. Лидер должен уметь вдохновлять, причём ответственно вдохновлять, идти вперёд и делать большие проекты
Как рассказал Руслан Абакаров, участие в подобных конкурсах позволяет объективно оценить свои управленческие навыки, знания, компетенции:
«Соперничество сильных, активных молодых управленцев – это хороший способ оценить свои слабые и сильные стороны, определить приоритетные задачи и актуальные векторы развития, в том числе благодаря активному обмену опытом с представителями передовых научно-образовательных коллективов РФ», – комментирует учёный.
Подобное испытание не дипломная работа. Подтвердить высокую квалификацию можно только каждодневным кропотливым трудом. В этом году Руслан Абакаров прошёл переподготовку по программе для руководителей научных и образовательных организаций высшего образования «Лидеры научно-технологического прорыва». Программа реализуется Московской школой управления СКОЛКОВО по заказу Министерства науки и высшего образования РФ. Обучение длилось полгода, и в рамках программы, можно сказать, участникам предоставили возможность рассмотреть научно-образовательные процессы в стране под разным углом зрения, спорить, обсуждать, анализировать. И опыт, полученный на этих курсах, и работа руководителем Регионального центра этнополитических исследований, и постоянное взаимодействие центра с органами государственной власти и местного самоуправления, и общественная деятельность дают Руслану Исамутдиновичу возможность участвовать в подобных конкурсах и побеждать.
– Вопрос недостатка специалистов в науке стоит остро, как и вопрос отсутствия должного внимания к результатам научной деятельности. Каким образом исправить ситуацию?
– Суть моих взглядов на эту проблему заключается в том, что не общество для науки и не государство, а, наоборот, – наука для общества и государства. И прежде чем что-либо требовать и обозначать желаемые объёмы финансовых и социальных ресурсов для института науки в России, нам следует сосредоточиться на том, что действительно полезного здесь и сейчас мы можем предложить обществу. Так, например, в ДФИЦ РАН наше взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в первую очередь строится на предложениях по развитию республики. И уже впоследствии в ходе взаимодействия будет видно, чем в свою очередь они могут помочь нам. Но первый шаг навстречу должна сделать наука.
– Немаловажное значение имеет и финансовая часть – тут и материальное обеспечение научных учреждений, и зарплата сотрудников. В этом плане намечается ли некая реформа, чтобы учёные могли достойно зарабатывать и работать в комфортных условиях?
– Реформа науки уже стартовала, и сегодня нельзя утверждать, что учёные не имеют возможности зарабатывать и работать в комфортных условиях. Я бы сказал, что необходимо создавать благоприятные условия для развития науки и в том числе для работы учёных, но в данном случае понятия «комфортные» и «благоприятные» не являются синонимами. Развитие должно происходить в открытой, доступной, конкурентной среде, а конкурентная среда предполагает определённые неудобства, стресс, борьбу за ресурсы. Сегодня государство обращает внимание на науку, есть возможность получать гранты, научные коллективы в открытой борьбе борются за дополнительное финансирование, создаются условия и для молодых учёных – для них действует программа выдачи жилищных сертификатов. Например, ДФИЦ РАН располагает служебным жильём, которым пользуются и наши молодые коллеги на время их работы.
– Молодые учёные – редкость не только для Дагестана, в целом по стране наблюдается нехватка «свежих» специалистов. Тут проблема отсутствия интереса или отдаётся предпочтение иным, более финансово выгодным профессиям?
– Одна из главных проблем развития научной отрасли – это, конечно, недостаточный приток молодых кадров. Условия поступления в аспирантуру и защиты кандидатских диссертаций заметно усложнились, для вступления на путь учёного молодым людям приходится проходить очень долгий путь. Такой способ самореализации плюс относительно невысокий уровень заработных плат, особенно на стадии становления, их, разумеется, не привлекают. Очевидно, что без хорошо организованной стратегии притока молодёжи, без отлаженного механизма передачи накопленных знаний и опыта новым поколениям любая отрасль начинает чахнуть. В системе государственного управления наукой и образованием это прекрасно понимают и уже сегодня реализуется множество федеральных программ по привлечению молодых исследователей в эту отрасль, по омоложению кадров научно-исследовательских коллективов, создаются льготные условия работы, в том числе и стимулирующие к зарплате и т. д. И хотя нельзя сказать, что эта проблема решена, но системная и целенаправленная политика государства позволяет говорить о наметившихся позитивных изменениях.