Юрист консультирует
«Кто будет виноват, если я столкнусь с автомобилем, у которого не работают стоп-сигналы или габариты в тёмное время суток?»
Отвечает юрист Юлия Цветкова.
«Неработающая светотехника – это опасно. Такая неисправность легко может привести к ДТП, особенно в тёмное время суток. В России действует Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (введён в действие Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 г. № 916). Документ запрещает эксплуатировать автомобиль, если в установленном режиме не работают или загрязнены внешние световые приборы. То есть на дорогу машина в таком виде выезжать не должна. И при попутном столкновении виноват будет водитель, на автомобиле которого не работала светотехника.
Однако на практике возможны нюансы. При разборе аварии инспекторы будут учитывать скорость и дистанцию, с которой ехал второй водитель, а также изучать, чьи именно действия привели к столкновению. В зависимости от обстоятельств конкретного случая виновными могут признать и обоих участников, и даже того, кто ехал сзади, если, например, причиной столкновения были именно его действия, а не неисправность светотехники первой машины. Однако и в этом случае водителю неисправной машины должны выписать штраф.
***
«Вместе с тонировкой стёкол автосалон на новой машине затонировал третий стоп-сигнал, который находится за стеклом. Инспектор ГИБДД хотел меня за это оштрафовать. Это правомерно?»
Отвечает юрист Владислав Жук.
«Тонировать «заднюю полусферу» – задние боковые стёкла и заднее стекло – в России не запрещается. Причём плёнкой с любой светопропускаемостью. Но что будет, если после этой процедуры хуже стал виден центральный стоп-сигнал, который обычно расположен в верхней или нижней части заднего стекла?
Обратимся к документам. Во-первых, в ПДД запрещается менять штатное количество, тип, расположение и режим работы световых приборов (пункт 3.1). Во-вторых, в техрегламенте запрет прописан ещё конкретнее. Читаем приложение № 8, раздел 4, пункт 3.6 техрегламента: отсутствие, разрушение и загрязнение рассеивателей внешних световых приборов либо установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и плёнок) не допускаются.
Таким образом, если третий стоп-сигнал был предусмотрен конструкцией автомобиля, то тонировать и как-либо ещё изменять его нельзя, как и основные стоп-сигналы, поскольку техрегламент запрещает это делать во всех случаях, когда это не предусмотрено конструкцией. Единственное исключение – когда автомобиль ещё с завода выпускается с тонированными фонарями, но тогда они, очевидно, проверены и сертифицированы.
Так что, за тонировку третьего стоп-сигнала вас правомерно могут привлечь к административной ответственности.
Более того, инспектор вправе выписать предписание на устранение нарушения, а при повторной остановке за то же нарушение – оформить статью о невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, которая может даже привести к административному аресту.
Но если очень хочется затонировать заднее стекло (что не запрещено), оклейку можно произвести вокруг стоп-сигнала. В таком случае вопросов у ГИБДД быть не должно».
***
– Покупатель уже более 6 месяцев ездит на моей бывшей машине, на учет её не поставил, и мне регулярно приходят штрафы за нарушение ПДД.
Отвечает юрист Магомед Магомедов:
– С имеющимся у вас договором купли-продажи вашего автомобиля вы можете обратиться в МРЭО ГИБДД с заявлением о снятии вас как владельца с учета. Что касается поступивших административных штрафов, то их можно обжаловать в судебном порядке, если не пропущен процессуальный предусмотренный законом срок на обжалование данных постановлений.
В судебном разбирательстве доказать, что нарушителем ПДД были не вы, а новый хозяин вашего автомобиля, можно, предоставив копию ДКП автомобиля, справку из ГИБДД о том, что автомобиль на основании вашего заявления снят с регистрационного учета.
При подготовке страницы использованы материалы сайта Авто.ру.