X
09:46 29.12.2021

Чтобы сохранить родные языки

Загир Загиров, доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН
Выпуск - 2021 №360
117

В газете «Дагестанская правда» и «Дагестанская жизнь» в течение этого года были опубликованы статьи, затронувшие весьма важные, да и злободневные проблемы республиканского значения: «Институт языков не архив», «Есть язык – есть народ», «Учебный год без учебников» и т. д. В них шла речь о том, что на нашей планете нет такого уголка земли, как Дагестан, уникального края общей площадью всего 50 300 кв. км, где функционирует более 30 языков с многочисленными формами их существования, в том числе диалектами, говорами и наречиями.

С одной стороны, это наша гордость и радость, ведь у нас столько же культур, традиций и обычаев, которые даже суммарно не встречаются во всех других республиках Северного Кавказа. Такова отличительная черта нашей республики, которая сохранилась со времён Кавказской Албании со всеми тремя подгруппами языков по генеологической классификации: аваро-андо-цезской (14 языков); лезгинско-табасаранской (10 языков); лакско-даргинской подгруппой с многочисленными формами их существования. В своём становлении и дальнейшем развитии все они прошли три этапа: на основе аджама (до 20-х годов ХХ века); на основе латиницы (до 30-х годов ХХ века); на основе кириллицы (с 30-х годов ХХ века по настоящее время). Сегодня нет необходимости говорить о целесообразности сохранения и дальнейшего развития родных языков в нашей полиэтнической республике. Они являются кладезем народной мудрости, прослеживают динамику изменения и развития нашего общества.

С другой стороны, действующее состояние изучения пяти младописьменных (аварского, даргинского, лезгинского, лакского и табасаранского) и трёх новописьменных (агульского, рутульского и цахурского) языков, не говоря уже о других трёх тюркских языках, на которых также ведётся обучение, в настоящее время не выдерживает никакой критики. Однако все мы молчим и ждём, пока проблема не разрешится сама по себе. Между тем из-за нашей нерешительности могут произойти самые серьезные последствия, касающиеся национальной и культурной идентичности народов Дагестана. По крайней мере уже отчетливо вырисовываются первые признаки, ведущие к такому неблагоприятному сценарию развития событий. К сожалению, в последнее время у нас в Дагестане похожие парадоксальные явления систематически происходят почти во всех областях.

Элементарные примеры. В области развития науки и образования в республике многое зависит от действий профильного ведомства – Министерства образования и науки и, в частности, от конкретных установок самого министра, его быстрых и адекватных действий по купированию острых насущных проблем и применению комплексного эффективного подхода к их скорейшему разрешению. Если он душой и сердцем болеет за отведенный ему участок работы, за интересы учащихся школ и студентов вузов, за развитие и укрепление научного потенциала своей республики в целом, то любая возникшая проблема после ее детального изучения в конце концов получит свое разрешение в интересах населения республики, науки и образования.

Положа руку на сердце, могу утверждать, что из всех бывших республиканских министров образования только Бадави Саидович Гаджиев понимал, для чего в самые тяжёлые военные годы, а именно в 1943 году Совнарком под руководством государственного и партийного деятеля Алексея Косыгина распорядился о создании единственного и уникального в своем роде «Института школ» именно в Дагестане. В СССР и в России он был и остаётся единственным именно такого направления. Поэтому в этом Институте школ был создан специальный фонд для издания плановых работ и учебно-методической литературы сотрудников. Правда, тогда функционировали Дагучпедгиз и Книжное издательство. И это тоже было заслугой Бадави Саидовича. К глубокому сожалению, они уже ликвидированы.

После него другой министр Ш. К. Шахов вместе с А. Ш. Карибовым собрали весь авторский коллектив института и приняли совершенно необоснованное, даже парадоксальное решение: авторам и составителям учебников и учебных пособий оплачивать гонорар в зависимости от количества пользующихся ими учащихся. Вот тогда и покинули это учреждение составители учебников и учебных пособий по новописьменным (агульскому, рутульскому и цахурскому) языкам.

Следующий министр (У. А. Омарова), у которой имеются «особые заслуги в области науки и образования», даже не вела приёма не только граждан, но и работников сферы образования, не соизволила хотя бы познакомиться с сотрудниками Института школ, так сказать, одного из своих же подведомственных учреждений. Зато ей удалось в приказном порядке потеснить сотрудников Института, отобрать шесть помещений из тринадцати, закрепить их за министерскими работниками и ликвидировать библиотеку.

В настоящее время сложилась вообще критическая ситуация, когда Министерство образования и науки теперь уже претендует и на другие помещения Института, что, безусловно, ухудшает и без того непростые условия труда сотрудников, создавая невыносимую обстановку и ущемляя их права.

А то, что данное здание закреплено за Институтом на праве оперативного управления от 15 августа 2000 года под реестровым № 00507030, его вовсе не интересует. Поэтому весь коллектив Института, в том числе шесть докторов наук и профессоров, четверо заведующих секторами, целиком и полностью вся профсоюзная организация с официальным письмом обратились в приёмную В. В. Путина с просьбой сохранить Институт хотя бы в таком виде, в каком он функционирует сейчас. Иначе после всех предпринимаемых министерством нововведений институт вполне себе незаметно «за ненадобностью» может быть тихо и незаметно ликвидирован, точно так же, как и Дагучпедгиз. Учебники и учебные пособия по родным языкам не переиздаются после 2012 года. Правда, в соответствии с новыми стандартами и примерными программами они по младописьменным языкам подготовлены, обсуждены на Учёном совете НИИ педагогики, рекомендованы к изданию и отправлены в Москву для тиражирования ещё три года назад. И что дальше? Как быть с новописьменными языками? Слово только за министром…

Родной язык – это душа и сердце каждого человека. Это материнский язык. Мыслительный процесс у детей, особенно сельской школы, так или иначе происходит на родном языке. Ведь они дома, на улице, да и в школе говорят на своём родном языке. В принципе каждый человек должен гордиться своей национальностью, уметь хотя бы читать и писать на своём родном языке. Страшно представить себе, что будет с изучением родных языков и их будущим в Дагестане, если ликвидировать и НИИ педагогики им. Тахо-Годи вслед за Дагучпедгизом и Книжным издательством. Проблема вполне серьезная и животрепещущая, ее нужно решать безотлагательно с учетом ухудшающегося положения дел в области науки и образования РД.

Обозначенные проблемы заслуживают особого внимания не только Главы Дагестана Сергея Меликова и врио министра образования и науки РД Яхьи Бучаева, но и всех руководителей образовательных учреждений и каждого из нас, кто имеет какое-нибудь отношение к образованию и просвещению.

Похожие

Как спасти «живое сокровище»?

5
В Махачкале дан старт амбициозному проекту – созданию первой комплексной программы по...

«Для меня языки, словно звезды на небе…»

30
Вопрос сохранения родных языков в нашей...

Язык родной, дружи со мной

32
Сегодня на самых разных уровнях и площадках говорят о необходимости сохранения родных языков. И не только говорят, но и, нельзя не отметить, многое для этого делают....

Пока жив язык…

96
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Душа и сердце каждого

21
Дорогие наши читатели! Мы должны и обязаны помнить о том, что на всей нашей планете не было и...

Дети знают, как сохранить родной язык

54
Настоящим детским праздником творчества, культуры и...

Сохраним языковое многообразие

28
Дагестан – исторически многонациональная, поликультурная...

Сохраним язык – сохраним культуру

35
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Родной язык – духовная опора

178
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Статьи из «Общество»

Человек, патриот, учёный

5
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Флаг на вершине

17
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Каким будет Избербаш будущего

41
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Гараж и коррозия

17
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

10
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

16
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Генерал, не знавший поражений

26
Он был храбрым воином и выдающимся полководцем, одним из...

Танковая колонна

7
Во время Великой Отечественной войны каждый шестой танк и самолет были построены на...