Клянусь солнцем и луной!
Когда-то солнце и луна были… братом и сестрой. И жили они дружно-дружно, все делали вместе – одновременно сияли, одновременно закатывались, и когда на мир опускалась полная темнота, люди не знали в какое время и чего ждать: дня или ночи, ночи или дня. И так продолжалось бы миллионы и миллиарды лет, но как-то раз в полнолуние впервые Солнце и Луна поспорили: кто же из них красивее. Солнце в гневе забросало луну комьями земли, и луна покрылась пятнами, потускнела. С тех пор не светит она так ярко, как Солнце, и больше они никогда не пересекаются.
А вот еще послушайте такую версию. В мифологии большинства народов солнце выступает символом мужского начала, а луна – женского. О представлениях как о небесной чете, в которой солнце играет роль мужа, а луна – жены, преданиях, легендах и мифах рассказывает доктор исторических наук Руслан Сефербеков. И да, затыкайте уши: будем проклинать.
Истории о солнце и луне собирали разные ученые на разных континентах. По словам этнографа, заметное место в идеологических воззрениях древних дагестанцев занимали ранние формы религии – анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, шаманизм и т.п.
– Вера в божества и демонов была важной составной частью их духовной культуры и в период первобытного общества с его культом природы во главе с Богиней-матерью, и в эпоху складывания раннеклассовых отношений с его пантеоном во главе с Богом-отцом. Надо отметить сравнительное многообразие и разветвленность мифологических персонажей, входивших в пантеон народностей Дагестана, – это персонифицируемые небесные светила и атмосферные явления, патроны охоты, ремесла, аграрные божества и так далее. Наиболее древними богами народов Дагестана, как и у многих других, были небесные светила – солнце и луна, – говорит Руслан Сефербеков. – Интерпретацию символики светил в мифологиях народов мира приводит О.В.Вовк. Он пишет: «Символику солнца, исключительно положительную, рассматривают обычно с двух точек зрения: как источник тепла солнце символизирует жизненную силу, божественную созидательную энергию, вечную молодость и страсть, а в качестве источника света оно представляет истину, знание и интеллект. Во многих традициях солнце, почитавшееся как владыка дня, олицетворяло божественное всевидящее око».
Царица ночи, повелительница причудливых грез и романтических иллюзий – это все она – холодная серебряная луна, один из самых важных природных символов изобилия, возрождения, бессмертия, а еще она символизирует оккультную силу, интуицию, целомудрие, но также и непостоянство, изменчивость и ледяное безразличие. О почитании небесных светил в Кавказской Албании, в состав которой входили и народы Дагестана, Страбон писал: «Албанцы поклоняются Солнцу, Луне, Зевсу, но особенно – Луне».
– Отголосками являются дошедшие до нас клятвы, благопожелания, проклятия, сравнения и антропонимы. Хунзахские аварцы говорили так: «Клянусь этим солнцем!», «Клянусь луной!». Аварцы из Гидатли клялись: «Да будет солнце запретным для меня!», «Да не коснется меня солнце!». Среди кумыков все еще можно услышать фразы: «Клянусь светом солнца!», «Пусть солнце улыбнется на отцовский дом!», лакцы восклицали: «Клянусь солнцем над нами!». Даргинцы из селения Куппа клялись ликом луны и лучами солнца.
Многие дагестанские народы не только клялись небесными светилами, но и проклинали, упоминая их. Среди прочих: «Чтоб ты не увидел солнце, луну!», «Попасть тебе под черное солнце!», «Да покарает тебя солнце!»… По верованиям даргинцев из Акуша, солнце – мать, луна – дочь. И когда дети редко навещали родителей, акушинцы говорили: «Как Луна-дочь навещает Солнце-мать».
Во все времена с солнцем и луной сравнивали девушек и юношей и восторгались: «Как солнце красивая», «Луноликая», «Солнцеподобная девушка, луноподобный парень», «Светит как солнце, сияет как Луна»
– Этнограф Р. Ризванов писал, что богом солнца у лезгин был Атар, а богиней луны – Мен. Атар и Мен были супругами. На основании мифов, записанных в разных табасаранских селениях, луна произошла от солнца. Например, у кумыков есть миф о том, как в далекие времена луна и солнце были молодыми, влюбленными людьми, – рассказывает ученый.
В каждом районе, даже в каждом селе были свои представления о них. Для кого-то они были супругами, для кого-то матерью с сыном, для других братом и сестрой. И некоторые народы верили, что если во сне приснится солнце, значит родится девочка, а если новая луна – обязательно мальчик.
И во все времена с солнцем и луной сравнивали девушек и юношей и восторгались: «Как солнце красивая», «Луноликая», «Солнцеподобная девушка, луноподобный парень», «Светит как солнце, сияет как Луна». Ногайцы и дагестанские азербайджанцы нарекали своих детей именами, связанными с солнцем и луной: Айгуль (лунный цветок), Алтынай (золотой месяц), Толганай (полная луна), Айбала (дитя Луны)…
Множество легенд, преданий и сказок оставили нам предки, и в них объяснение: почему Луна пятнистая, а солнце светит ярче.
– У аварцев-хунзахцев солнце первично, луна вторична, солнце ярче – оно затмевает луну. Солнце будто говорит: «Попробуйте-ка посмотреть на меня», а луна говорит: «Пусть мною любуются дети Адама». Пятна на луне для того, чтобы в полнолуние ее не сглазили, когда-то ее ударили куском перепачканной овчины, которой белят стены. Предание о конфликте между солнцем-братом, освещающим землю днем, и луной-сестрой, появляющейся в ночное время, записано у этнографа М.Р. Халидовой. Так, у аварцев-тляратинцев причиной конфликта стал спор – кому и когда освещать землю. Брат-солнце заявил, что он будет озарять землю только днем. Луна-сестра тоже хотела выходить днем. Брат, разозлившись на сестру, схватил с земли грязь и бросил в нее. Поэтому и говорят, что Луна с тех пор обижена и светит тускло. А солнце все еще ищет свою луну…