Кодекс горца

Чем дальше вглубь уходят корни, я уверен, тем сильнее и крепче отношения между горцами. Особенно много легенд слагают о братских отношениях между близкими селениями независимо от языка, на котором они говорят.
В детстве я жил у дедушки Чаканай. Он рассказывал много интересных историй про сирагинцев (так называют даргинцев, живущих в горах) и лакцев. Я сам из сирагинского селения Кассагу. Для нас самыми близкими являются жители Кулинского района, в частности, из селения Кули. «Нам, жителям обоих селений, жилось бы очень трудно, если бы не было близких, дружеских отношений», — говорил мой дед.
Я помню, наши сельчане из Вачи на лошадях и на ишаках привозили муку, сахар и другие продукты первой необходимости. Не только базар посещали сирагинцы в Лакии, многие годы даргинцы учились в их школах. В нашем селении до 1970 года не было средней школы. До райцентра более 40 километров. В селении Кая была школа-интернат. И туда путь был вдвое короче. И я с другими ребятами нашего села учился там и жил в интернате.
Школа была очень хорошая. Учителя относились к нам с большим вниманием и уважением. Наши сверстники и все остальные к нам относились так же, беря пример с учителей. И на всю жизнь сохранились теплые отношения между сирагинцами и лакцами.
Одно могу с уверенностью сказать: все ребята, которые со мной учились в Кая, поступили в высшие учебные заведения, за исключением нескольких девчат. Тогда не каждой девушке разрешалось выезжать на учебу самостоятельно в город. Родители старались по-раньше выдавать их замуж.
Наши дети должны сохранить эти святые традиции горцев, сохранить как зеницу ока и с достоинством пронести через всю жизнь и передавать следующим поколениям.
Когда лакец встретится с нами и сейчас, он обязательно с гордостью скажет: «Это наш сирагинец!». И мы обнимаемся как братья. Хотя наши языки разные и села разделены горным хребтом и речкой, наши горы воспитали нас в единых традициях. Поэтому, в каком бы уголке земли мы ни жили, гордимся тем, что мы – горцы. Бывали и такие случаи, когда среди горячих молодых парней возникали конфликтные ситуации. Но наши мудрые предки легко остужали им кровь.
Лично я радуюсь любому кулинцу или лакцу. Как можно забыть своих учителей? С особым уважением вспоминаю я кулинца Рамазана Гаджиевича, представителя сирагинцев в Кулинском районе Магомеда Курбанбагомаевича, Асфат Керимовну и других. Могу твердо сказать, что их старания даром не прошли.
Благодаря таким близким связям многие кулинцы и сирагинцы обзавелись совместными семьями, и между нами укоренились родственные узы. Можно считать, что граница между нашими селами стёрлась, и можем с уверенностью говорить – мы единая семья.
…Рано утром меня разбудил шум под моим домом (я живу в Махачкале). Спустился к шумной толпе и сразу понял, что спор идет между сирагинцем и кулинцем. Кулинец (гаишник) хотя и говорил по-русски, но акцент его выдавал. И я крикнул: «Зачем сирагинцев трогаешь, если ты кулинец?».
Он с сожалением ответил: «Надо же, я придрался к сирагинцу!».
Хотя в столице республики мало возможностей общаться, мы, горцы, гордимся, что у нас общий родной очаг. И наши отношения будут крепче кремня. Ведь будущее наших детей зависит от того, насколько мы соблюдаем наши традиции и свято чтим кодекс горца.
Магомед Абубакаров
Статьи из «Общество»
Победе посвящается

Орден «Победа»

Последний ужин под Сталинградом

Это нужно живым

Будет бульба как у Батьки

Вклад бежтинцев в Победу
