Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 02 декабря, Пт

Махачкала

Weather Icon

Когда должник отсутствует

A- A+

До настоящего времени сложно было оценивать ситуацию с банкротством отсутствующих должников, поскольку официальных точных данных о количестве таких должников не было. Не было также информации об общей сумме задолженности таких должников и структуре их кредиторской задолженности.

На момент разработки норм о порядке банкротства отсутствующих должников законодатель исходил из того, что, во-первых, по самым общим оценкам Единый государственный реестр юридических лиц содержит значительный процент таких по сути «брошенных» должников от общего числа юридических лиц; во-вторых, налоговые органы продолжают вести налоговый учет, и, соответственно, суммы задолженности постоянно растут; в-третьих, теоретически существует возможность наличия имущества такого юридического лица, вырученные деньги от продажи которого могут позволить погасить долги такого должника не только перед государством, но также и перед иными кредиторами, которыми, кстати сказать, могут быть и бывшие работники такого должника. В этой связи нормы о банкротстве отсутствующих должников играют важную роль в системе законодательства о банкротстве и сложно переоценить их вклад в развитие цивилизованных рыночных отношений должников и кредиторов.

Согласно статье 6 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей. Таким образом, признаки банкротства позволяют суду возбудить дело о банкротстве только при соответствии порогу долга.

Порог долга настолько мал, что дело может быть возбуждено даже в отношении рентабельного и прибыльного крупного предприятия. Однако законом о банкротстве предусмотрен ряд механизмов, позволяющих должнику предпринять меры к восстановлению платежеспособности и последующему прекращению дела о банкротстве. Но указанные механизмы, как правило, не нужны в том случае, если должник фактически прекратил свое существование.

Для таких случаев предусмотрены особые упрощенные правила банкротства. Отсутствующими должниками законом о банкротстве признаются должники, фактически прекратившие свою деятельность и руководители которых отсутствуют или установить место их нахождения не представляется возможным. Отсутствующим может быть и гражданин – должник, если его место нахождения невозможно установить. Необходимо отметить, что, согласно статье 227 закона, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Кроме того, к отсутствующим приравнены должники – юридические лица, имущество которых заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве, а также должники – юридические лица, которыми в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по своим банковским счетам.

Закон устанавливает возможность широкого судейского усмотрения для признания тех или иных должников отсутствующими, поскольку предусматривает право применять упрощенные процедуры банкротства отсутствующих должников при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской деятельности или иной деятельности должника.

На сегодняшний день институт банкротства отсутствующих должников прошел этап становления, когда были заложены основы, так называемый базис. С учетом наработанной практики становится ясно, что нормы, регулирующие указанный институт, требуют совершенствования. На первом этапе нормы о банкротстве отсутствующих должников позволили разобраться с проблемами, возникающими при ведении Единого государственного реестра юридических лиц, проблемами налогового учета, а также проблемами возврата долгов.

Однако, как и в любом другом механизме, существуют издержки работы механизма банкротства отсутствующих должников, требующие более детального подхода и регулирования.

Как уже было отмечено выше, несмотря на существование норм о банкротстве отсутствующих должников в законе о банкротстве, реализация таких процедур тормозилась из-за отсутствия финансирования. Однако уже летом 2005г. уполномоченным органом были поданы первые заявления о признании отсутствующих должников банкротами. Следует отметить, количество таких заявлений только увеличивалось. В этой связи судебные органы столкнулись с огромным объемом работ. Несмотря на упрощенный вариант самих процедур банкротства отсутствующих должников, дела о банкротстве отсутствующих должников рассматриваются с использованием сложных судебных процедур, предусмотренных процессуальным законодательством.

Конечно, процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников проводились и ранее, однако в полную силу механизм заработал лишь в 2007г. после того, как постановлением Правительства РФ было утверждено «Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников», Государственной Думой на реализацию этих мероприятий были выделены средства, а Федеральной налоговой службой совместно с Минэкономразвития и Минфином разработаны необходимые нормативные акты.

Исключать же отсутствующих должников из государственного реестра необходимо для того, чтобы избежать неопределенности в экономической сфере. Если не принимать никаких мер, то число «мертвых душ» будет увеличиваться, создавая основу для дальнейших правонарушений, борьба с которыми зачастую невозможна без привлечения правоохранительных органов. Именно поэтому совершенствование правовых условий для осуществления процедур банкротства отсутствующих должников и соблюдение этих правил всеми заинтересованными лицами имеют в настоящее время немаловажное государственное значение.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»