Когда машина быстрее самолёта
Ты рулишь современным автомобилем, под капотом которого «пасутся» несколько сот «лошадей»? Согласись, что трудно удержаться от соблазна поддать газу. И не все удерживаются, о чём свидетельствует всезнающая статистика. Она утверждает, что около половины автоаварий происходит именно из-за превышения скорости. Да и тяжесть таких ДТП значительно выше.
Как с этим бороться? Конечно же, запретительными мерами, ограничивая на каких-то участках предельно допустимую скорость передвижения. Установили камеры, по сигналам которых в автоматическом режиме выписываются штрафы нарушителям. Но водители быстро нашли «противоядие» – стали устанавливать на своих авто антирадары, предупреждающие о наличии камер. В итоге возле них водители притормаживали, а затем снова неслись вовсю.
В этой необъявленной войне между органами правопорядка и водителями первые снова одержали краткосрочную победу. Они стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определённом участке дороги. Схема такова. Первая камера фиксирует автомобиль и передаёт в систему госномер и время, когда транспортное средство проехало. В конце отрезка ту же машину «сфотографирует» вторая камера. Далее решается нехитрая задача для учеников средних классов – и вот она, средняя скорость, с которой машина передвигалась. Если она выше разрешённой на этом участке – получай «письмо счастья».
Вернёмся к словосочетанию «краткосрочная победа». Как выяснилось позже, на сторону автомобилистов стал Верховный суд, который сказал, что нельзя штрафовать за превышение средней скорости. И приводит вполне резонные аргументы. Во-первых, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) нет наказания за превышение средней скорости. Там упоминается просто скорость, и она, по мнению суда, должна быть конкретной.
Во-вторых, в КоАПе сумма штрафа привязана к величине превышения скорости. А в нашем случае водитель после фиксации первой камерой какое-то время мог стоять, а потом мчаться с превышением на 60 км/ч. В данном случае штрафовать его надо именно за это, а не за то, что в среднем он превысил скорость, скажем, на 25 км/ч. В-третьих, после фиксации первой камерой теоретически водитель может срезать путь до второй, не превышая скорость. И станет без вины виноватым.
Но главным аргументом для судей при принятии решения по этому вопросу, скорее всего, послужило техническое несовершенство измерительных приборов, нестыковка между ними. Были и конкретные примеры. Как пишут СМИ, в Вологодской области от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей. А вот пример технической ошибки из судебной практики в Нижегородской области. Собственнику авто пришло два штрафа за превышение скорости с двух камер. Нет, они измеряли не среднюю скорость, а конкретную, на данном участке пути. Первая камера указала время нарушения – 9:37:16, а вторая – 9:37:50, то есть через 34 секунды. Но всё дело в том, что эти камеры находятся на расстоянии 7 километров друг от друга. Если верить камерам, получалось, что автомобиль не ехал, а летал, причём с такой скоростью, на которую не все типы самолётов способны.
Да, суд отменил эти нелепые штрафы. Но, увы, уплаченные по незаконным штрафам деньги уже никто не вернёт.