Когда менять масло?
Насколько действительно опасна длительная эксплуатация машины без замены смазки? Не надо думать, что даже удвоенный период замены масла непременно приведет к порче двигателя. Есть примеры, когда некоторые автомобили проезжали чуть ли не 100 тысяч километров без смены масла, но двигатели продолжали функционировать.
Впрочем, это касается старых атмосферных бензиновых двигателей с чугунными блоками цилиндров, которые были сконструированы еще в прошлом веке и отличаются надежностью и долговечностью. Современные турбированные двигатели с малым рабочим объемом такую экзекуцию не перенесут и выйдут из строя еще до первого ТО.
Моторное масло в двигателе не только смазывает детали и снижает трение, но и защищает внутренние поверхности двигателя от коррозии, отводит тепло, удаляет нагар и продукты износа. Длительная эксплуатация залитого масла лишает его основных базовых свойств. Самым страшным является уменьшение смазывающих свойств, трение движущихся и соприкасающихся металлических деталей усиливается, возрастает температура и масла, и деталей двигателя, возникает перегрев и увеличивается расход топлива. В критических условиях масло может загустеть так, что начнет выдавливать сальники, что в свою очередь ведет к утечкам смазки и снижению уровня масла. Двигатель выходит из строя.
Когда говорили про усилившееся трение деталей двигателя, мы не упомянули образование мельчайшей металлической стружки в моторном масле, которая забивает поры в масляном фильтре. Эффективность работы фильтра начинает уменьшаться, в нем срабатывает специальный клапан, и неочищенное масло начинает свободно циркулировать по масляной системе, действуя как абразив.
Автопроизводители в инструкциях к автомобилю обычно указывают интервалы замены масла в километрах пробега, как правило, это 10–15 тысяч. Однако в регламенте сервисного обслуживания есть примечание, что при тяжелых условиях эксплуатации интервал замены следует сократить, например в два раза, т. е. до 5–7 тысяч километров.
Специалисты говорят, что если вы ездите в основном по городу и лишь изредка выезжаете на трассу, то ни о каких 10 тысячах км пробега между заменами моторного масла не может идти и речи. При определении интервала замены моторного масла нельзя ориентироваться только на пробег, нужно учитывать и режимы эксплуатации автомобиля. В идеале, чтобы узнать, когда менять масло, нужно опираться не на пробег автомобиля, а на мото-часы. В дорогих автомобилях есть счетчик мото-часов. У моторных масел есть ресурс мото-часов. Думаю, об этом знают не многие. К примеру, минеральное масло рассчитано всего на 150 мото-часов. Полусинтетическое масло в среднем рассчитано на 250 мото-часов. Многие понимают, что правильнее менять масло не по пробегу, а по времени фактической работы двигателя, т. е. по мото-часам. Можно ведь 5 часов простоять с работающим двигателем в пробках по городу, а можно эти 5 часов ехать и «наматывать» километры. Понятно, что пробег будет совершенно разным, так же, как и износ масла.
Есть формула расчета пробега, при котором следует менять масло. Расчет простой, и каждый читатель сможет повторить его применительно к своим условиям эксплуатации.
Возьмем среднее по качеству масло, рассчитанное на 250 мото-часов. Теперь нужно число 250 умножить на среднюю скорость автомобиля (это число подскажет бортовой компьютер). Например, 250 умножаем на 16,5 км/ч = 4100 км. Это значит, что менять масло нужно при пробеге 4100 километров. А в случае, если средняя скорость на бортовом компьютере равна, например, 54 км в час, то пробег на этом масле составит 13 650 км. Такой пробег бывает при частом движении по автотрассе.