X
00:00 16.10.2014

Когда перевес хуже, чем недовес

Перегруз разрушает дороги Серьезной проблемой, влияющей на состояние республиканских автодорог, является превышение водителями большегрузных автомобилей весового режима. В погоне за выгодой автоперевозчики нагружают тягачи гораздо больше, чем может выдержать дорожное покрытие. Оно и не выдерживает. Глубокие колеи, ямы, которые мы наблюдаем на наших дорогах, – все это оставляют после себя груженные выше крыши фуры.

Не случайно именно в Дагестане процветает такой нелегальный бизнес, как изменение конструкции большегрузных автомобилей с целью повышения их грузоподъемности. Подробно об этом мы писали в материале «КамАЗ: переделано в Дагестане» («Дагправда», №№ 376-377 от 3.10.2014 г.).

В России нарушители весового режима чувствуют себя достаточно вольготно. Быть может, они уверены, что избегут наказания. К примеру, в Дагестане на всю республику приходится лишь один пост весового контроля автомобильного транспорта, находящийся в пос. Кочубей. Об этом нам рассказал начальник территориального отдела Госавтодорнадзора по РД Муртазали Муртазалиев. Эта служба преимущественно обязана следить за соблюдением весового режима.

Одновременно с кочубейским был открыт еще один пост, расположенный на выезде из пос. Ачи-Су Карабудахкентского района. Но этот пост полноценно так и не заработал. Проблема в том, что УГИБДД МВД по РД не может выделить своих сотрудников для совместного дежурства. Как говорят в автодорнадзоре, для полноценного функционирования поста достаточно трех инспекторов. Но в ГИБДД отвечают, что не могут сделать это из-за предельной занятости личного состава. А без людей с полосатым жезлом не обойтись, поскольку только они имеют право останавливать автотранспорт для проверки.

Как считает руководство автодорнадзора,  пост в Ачи-Су необходим, поскольку именно в этом направлении наблюдается интенсивный грузопоток. На всем протяжении от Карабудахкентского до Дербентского районов располагаются многочисленные карьеры, где добываются щебенка, песок, пиленый камень. Ежедневно ими загружаются сотни Камазов. Многие из них загружены до немыслимых пределов.

— Обычным делом стало, когда автофуры, рассчитанные на 40 тонн, загружаются до 60-ти, — говорит главный государственный инспектор ТО Госавтодорнадзора по РД Султан Альдеров. — Эти тяжеловесы не только «вспахивают» федеральные трассы, но и оставляют свой след на куда менее выносливых городских магистралях.

По его словам, ущерб от перегруженных машин для автодорожников, вынужденных заниматься ремонтом полотна,  составляет десятки миллионов рублей в год.

Насколько эффективен может быть весовой пост, показывает пример Кочубейского. Он функционирует  с лета 2011 года. Ежегодно на нем составляется до 2 тысяч протоколов о наложении административных штрафов за нарушение весового режима. Кроме того, что штрафы пополнили бюджет, принятые меры заставили автоперевозчиков умерить свои аппетиты. Если раньше на территорию Дагестана из Ставрополья в большом количестве заезжали фуры, перегруженные в основном зерном, то в этом году таких случаев стало значительно меньше. Было бы экономически оправданным также открытие поста в Дербенте.

Представители фирм, занимающихся автомобильными грузоперевозками, признают существование проблемы перегруза автомобилей, но сами, по их словам, такого не допускают. В свою очередь они жалуются на неоправданные бюрократические препоны при получении разрешения на перевозку груза. По существующим правилам его надо получать в Пятигорске в Управлении автомобильных дорог «Северный Кавказ». Это создает сложности, в результате многие игнорируют это требование. Предприниматели считают, что эти полномочия следует делегировать дагестанскому филиалу автодорожного ведомства. 

P.S. Когда этот материал готовился в печать, в Новосибирске состоялось заседание Государственного Совета РФ под председательством Владимира Путина, посвященное развитию автодорожной отрасли. Среди рассматриваемых вопросов — контроль за проездом большегрузов по дорогам общего пользования и функционирование весовых постов.

Вот выдержка из выступления Рустама Минниханова, президента Татарстана: «Усилия по строительству новых и поддержанию существующих автомобильных дорог сводятся на нет бесконтрольными перевозками тяжеловесных грузов. Из специализированных перевозок они превратились в массовые случаи намеренного перегруза. Это ведет к разрушению дорог, сокращению межремонтных сроков и создает опасность для искусственных сооружений. По оценке Росавтодора, ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам, уже сегодня составляет примерно 2,5 трлн рублей. Через год, с 15 ноября 2015 года, вступает в силу положение по взиманию платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу 12 тонн, двигающихся по федеральным дорогам. Необходимо распространить действие данного закона на региональные дороги. Если мы только по федеральным дорогам будем принимать это решение, весь этот транспорт пойдет по региональным дорогам, и это будет катастрофа».

Александр Касьянов, руководитель Рос­транснадзора РФ: – из 90 постов (весового контроля – ред.), которые работали в свое время, и мы практически не знали проблем по тяжёлым машинам в то время (я сегодня проехал по Новосибирской области, с ветеранами переговорил, и они говорят, это частные случаи, когда были с перевесом) осталось 19 по всей стране. Почему? Потому что с учётом того, что в своё время сокращены были инспекторы ГИБДД, мы работаем сегодня только по наличию инспектора: когда появляется инспектор, мы начинаем работать. Водители-нарушители чётко знают, когда там будет инспектор, они стоят и ждут, через посты не едут. Как только инспектор уезжает, начинается проезд этих машин.

Одним словом, эта проблема касается не только Дагестана, она актуальна для всей страны. Как можно судить по выступлениям осведомленных лиц, ситуация критическая. То, что эта проблема вынесена на столь высокий уровень, дает надежду, что положение начнет меняться в лучшую сторону.

Статьи из «Общество»

Доступная среда: жизнеобеспечение и комфорт

2
Известно, что степень развитости общества...

С доблестью и отвагой

12
На площадке Дагестанского государственного университета состоялся молодёжный форум...

Встреча с юностью

161
«Артек»… как много в этом слове для сердца детского слилось! Как много в нём отозвалось! Уж...

Пустоту заполняют чужие смыслы. Откровенное интервью со священником Виталием Тарасовым

14
Вопросы межрелигиозного и межнационального согласия в условиях...

Больше камер!

49
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Каким будет Избербаш будущего

51
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Пристегнуть ремни

5
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Было это в Белоруссии

9
Шел 1944-й год. На фронте и в тылу все более явственно чувствовалось приближение победы над...

Человек, патриот, учёный

10
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...