X
07:39 04.07.2025

Пристегнуть ремни

Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Это фиксированная дата, которая не менялась с момента учреждения праздника. В 2025 году Госавтоинспекции России исполняется 89 лет.

Первые полицейские органы, контролирующие соблюдение установленных правил движения, были созданы в России Петром I в Санкт-Петербурге в 1719 году. Они регламентировали передвижение на лошадях. Транспортная полиция появилась в стране в 1809 году, сотрудники которой обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы для предотвращения хищения, в городах наводили порядок среди пешеходов.

После Октябрьской революции 1917 года контроль над порядком движения транспорта был возложен на создаваемую рабоче-крестьянскую милицию. А с ростом автомобилизации страны и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий было принято решение о создании Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), которая и приступила к работе в 1936 году. Еще раньше, в 1931 году, в Москве был образован отряд регулирования дорожного движения – сокращенно ОРУД.

Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) была создана Постановлением Совета народных комиссаров СССР при Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта в ноябре 1934 года. «Положение о ГАИ Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР» установило структуру, функции и полномочия службы, которая обеспечивала безопасность дорожного движения, контролировала водителей и пешеходов. Тогда же была основана и Дорожно-постовая служба (ДПС). Инспекторы ДПС – костяк Госавтоинспекции.

В Правилах дорожного движения 1936 года говорилось: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу».

В годы войны четверть личного состава милиции была мобилизована на фронт. Место мужчин заняли женщины. В трудный послевоенный период система ОРУД–ГАИ оказывает эффективную помощь в восстановлении разрушенного хозяйства. В 1960-x годах Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении, а первые единые правила дорожного движения стали действовать в СССР с 1 января 1961 года.

В эти годы были разработаны единые для всего Союза Правила дорожного движения, учитывающие и международные нормы. Были введены единообразные бланки водительских удостоверений, техпаспортов и номерных знаков, единые правила регистрации и учета автотранспорта, регламент проведения техосмотров, а также порядок присвоения квалификации водителя.

В 1970-е особое внимание уделялось обеспечению безопасности дорожного движения. Возросший объем автомобильного транспорта на дорогах страны, прежде всего крупных городов, поставил перед ГАИ задачу профилактики детской смертности и травматизма. Были организованы отряды юных инспекторов движения, которые наряду со взрослыми регулировали дорожное движение рядом со школами, детскими садами и другими детскими учреждениями.

Помимо ужесточения штрафов и мер наказания нарушителей правил дорожного движения, сегодня руководством и сотрудниками ГИБДД проводится ряд важных мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения, причем для всех участников дорожного движения и для всех возрастов. Организуется широкая пропаганда образа законопослушного водителя и пешехода в СМИ, проводятся конференции с участием деятелей науки, культуры, искусства, политики, многочисленные общественные акции с участием сотрудников ГИБДД. К примеру, число юных инспекторов движения выросло до 200 тысяч школьников.

В 2024 году СМИ опубликовали новость со ссылкой на главу ведомства Михаила Черникова, что ГИБДД в России вернули название ГАИ. Согласно российским нормативным правовым актам, данные термины равнозначны.

Статистика свидетельствует, что в последние годы число жертв ДТП на российских дорогах сократилось. Также сокращается число «пьяных аварий». Но, к сожалению, высоким остается уровень аварийности, нарушений со стороны всех участников движения, не уменьшается число угонов транспортных средств. Поэтому сотрудникам ГАИ работы всегда хватает.

Сегодня трудно переоценить роль ГАИ. С каждым годом возрастает численность транспорта, все более интенсивным становится движение на дорогах. В этой ситуации работа инспекторов крайне трудна, но настолько же и необходима. ГИБДД продолжает осуществлять свою программную функцию – защиту законных прав и интересов всех участников дорожного движения.

Статьи из «Колесо»

Маленький самородок большого автоспорта

1096
Золотой слиток среди камней, оазис в пустыне –...

Повторно не накажут

15
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

7
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

13
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...

Больше камер!

56
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Гараж и коррозия

22
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

14
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

21
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Мифы автомобилистов

25
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

15
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

Когда менять масло?

7
Регулярная замена моторного масла остаётся одной из ключевых процедур технического...