Это фиксированная дата, которая не менялась с момента учреждения праздника. В 2025 году Госавтоинспекции России исполняется 89 лет.
Первые полицейские органы, контролирующие соблюдение установленных правил движения, были созданы в России Петром I в Санкт-Петербурге в 1719 году. Они регламентировали передвижение на лошадях. Транспортная полиция появилась в стране в 1809 году, сотрудники которой обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы для предотвращения хищения, в городах наводили порядок среди пешеходов.
После Октябрьской революции 1917 года контроль над порядком движения транспорта был возложен на создаваемую рабоче-крестьянскую милицию. А с ростом автомобилизации страны и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий было принято решение о создании Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), которая и приступила к работе в 1936 году. Еще раньше, в 1931 году, в Москве был образован отряд регулирования дорожного движения – сокращенно ОРУД.
Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) была создана Постановлением Совета народных комиссаров СССР при Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта в ноябре 1934 года. «Положение о ГАИ Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР» установило структуру, функции и полномочия службы, которая обеспечивала безопасность дорожного движения, контролировала водителей и пешеходов. Тогда же была основана и Дорожно-постовая служба (ДПС). Инспекторы ДПС – костяк Госавтоинспекции.
В Правилах дорожного движения 1936 года говорилось: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу».
В годы войны четверть личного состава милиции была мобилизована на фронт. Место мужчин заняли женщины. В трудный послевоенный период система ОРУД–ГАИ оказывает эффективную помощь в восстановлении разрушенного хозяйства. В 1960-x годах Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении, а первые единые правила дорожного движения стали действовать в СССР с 1 января 1961 года.
В эти годы были разработаны единые для всего Союза Правила дорожного движения, учитывающие и международные нормы. Были введены единообразные бланки водительских удостоверений, техпаспортов и номерных знаков, единые правила регистрации и учета автотранспорта, регламент проведения техосмотров, а также порядок присвоения квалификации водителя.
В 1970-е особое внимание уделялось обеспечению безопасности дорожного движения. Возросший объем автомобильного транспорта на дорогах страны, прежде всего крупных городов, поставил перед ГАИ задачу профилактики детской смертности и травматизма. Были организованы отряды юных инспекторов движения, которые наряду со взрослыми регулировали дорожное движение рядом со школами, детскими садами и другими детскими учреждениями.
Помимо ужесточения штрафов и мер наказания нарушителей правил дорожного движения, сегодня руководством и сотрудниками ГИБДД проводится ряд важных мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения, причем для всех участников дорожного движения и для всех возрастов. Организуется широкая пропаганда образа законопослушного водителя и пешехода в СМИ, проводятся конференции с участием деятелей науки, культуры, искусства, политики, многочисленные общественные акции с участием сотрудников ГИБДД. К примеру, число юных инспекторов движения выросло до 200 тысяч школьников.
В 2024 году СМИ опубликовали новость со ссылкой на главу ведомства Михаила Черникова, что ГИБДД в России вернули название ГАИ. Согласно российским нормативным правовым актам, данные термины равнозначны.
Статистика свидетельствует, что в последние годы число жертв ДТП на российских дорогах сократилось. Также сокращается число «пьяных аварий». Но, к сожалению, высоким остается уровень аварийности, нарушений со стороны всех участников движения, не уменьшается число угонов транспортных средств. Поэтому сотрудникам ГАИ работы всегда хватает.
Сегодня трудно переоценить роль ГАИ. С каждым годом возрастает численность транспорта, все более интенсивным становится движение на дорогах. В этой ситуации работа инспекторов крайне трудна, но настолько же и необходима. ГИБДД продолжает осуществлять свою программную функцию – защиту законных прав и интересов всех участников дорожного движения.