X
08:10 25.04.2025

«Вариатор» или «робот»?

Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что вариаторная трансмиссия, что роботизированная – для них всё едино. Но разница в КП существенно влияет и на поведение машины и на особенности её содержания. Подробно рассказываем о различиях в потребительских свойствах «робота» и «вариатора».

С точки зрения конструкции «робот» – это автоматизированная механическая коробка передач, в которой механизм сцепления выжимает не водитель, а специальный механический привод. Сейчас на все новые автомобили устанавливаются роботизированные КП с двумя сцеплениями. Одно отвечает за чётные передачи, а другое – за нечётные. Есть две разновидности «роботов»: с механизмами сцепления, «купающимися» в масляной ванне, и с работающими «всухую».

Потери мощности в «роботе» минимальны. На колёса передается максимум энергии мотора. При прочих равных средний расход горючего у авто с «роботом» может быть на 0,5–1,5 литра меньше, чем у ТС с вариатором. «Робот» имеет компактные размеры и небольшой вес. Этот фактор также способствует экономии горючего. Переключение передач происходит быстро и чётко почти во всех режимах движения.

Но есть и минусы. Они заключаются в высокой стоимости агрегата и в более дорогом обслуживании. При этом некоторые модели «роботов» не отличаются большим сроком службы, в особенности конструкции с «сухим» сцеплением.

В режимах движения, где требуется частое переключение (в городском потоке например), «робот» может раздражать задержками при переходе с передачи на передачу. Из-за этого некоторые автовладельцы считают такие КП «задумчивыми».

«Вариатор» схематично можно представить в виде двух вращающихся конусов, чьи оси параллельны, а вершины смотрят в противоположные стороны. Вращение от одного конуса к другому передаётся натянутым на них ремнём. Изменение передаточного отношения при этом меняется за счёт смещения ремня вправо-влево вдоль осей конусов. Как видим, эта конструкция предполагает бесступенчатое и потому плавное изменение передаточного отношения.

Плюсы вариаторной трансмисии – в плавном, без толчков и рывков, переключении. Двигатель большую часть времени работает в узком диапазоне оборотов, на которых вырабатывает максимальный крутящий момент. Стоимость агрегата относительно невысока, он прост в обслуживании.

Но есть существенные минусы. «Вариатор» плохо переносит перегрев, вызываемый обычно буксованием в грязи и льду, долгим движением в дорожных заторах или на высокой скорости. Ему требуется более частое обслуживание. Да и ремонт очень дорог. В «вариаторе» достаточно высоки потери энергии, вырабатываемой мотором. Высок и расход горючего.

Ознакомившись с вышеперечисленными особенностями «роботов» и «вариаторов», каждый автомобилист может сделать собственный вывод – КП какого типа больше подходит именно ему.

Вариаторная трансмиссия подойдёт тому, кто готов ради комфорта в поездке пожертвовать динамикой разгона и повышенным расходом топлива.

«Робот» подойдёт, если водитель ценит динамические характеристики автомобиля и при этом склонен к экономии на автомобильном горючем.

Статьи из «Колесо»

Повторно не накажут

13
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

7
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

13
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...

Больше камер!

55
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Пристегнуть ремни

6
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Гараж и коррозия

22
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

14
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

19
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Мифы автомобилистов

25
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

14
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

Когда менять масло?

7
Регулярная замена моторного масла остаётся одной из ключевых процедур технического...