X
08:10 25.04.2025

«Вариатор» или «робот»?

Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что вариаторная трансмиссия, что роботизированная – для них всё едино. Но разница в КП существенно влияет и на поведение машины и на особенности её содержания. Подробно рассказываем о различиях в потребительских свойствах «робота» и «вариатора».

С точки зрения конструкции «робот» – это автоматизированная механическая коробка передач, в которой механизм сцепления выжимает не водитель, а специальный механический привод. Сейчас на все новые автомобили устанавливаются роботизированные КП с двумя сцеплениями. Одно отвечает за чётные передачи, а другое – за нечётные. Есть две разновидности «роботов»: с механизмами сцепления, «купающимися» в масляной ванне, и с работающими «всухую».

Потери мощности в «роботе» минимальны. На колёса передается максимум энергии мотора. При прочих равных средний расход горючего у авто с «роботом» может быть на 0,5–1,5 литра меньше, чем у ТС с вариатором. «Робот» имеет компактные размеры и небольшой вес. Этот фактор также способствует экономии горючего. Переключение передач происходит быстро и чётко почти во всех режимах движения.

Но есть и минусы. Они заключаются в высокой стоимости агрегата и в более дорогом обслуживании. При этом некоторые модели «роботов» не отличаются большим сроком службы, в особенности конструкции с «сухим» сцеплением.

В режимах движения, где требуется частое переключение (в городском потоке например), «робот» может раздражать задержками при переходе с передачи на передачу. Из-за этого некоторые автовладельцы считают такие КП «задумчивыми».

«Вариатор» схематично можно представить в виде двух вращающихся конусов, чьи оси параллельны, а вершины смотрят в противоположные стороны. Вращение от одного конуса к другому передаётся натянутым на них ремнём. Изменение передаточного отношения при этом меняется за счёт смещения ремня вправо-влево вдоль осей конусов. Как видим, эта конструкция предполагает бесступенчатое и потому плавное изменение передаточного отношения.

Плюсы вариаторной трансмисии – в плавном, без толчков и рывков, переключении. Двигатель большую часть времени работает в узком диапазоне оборотов, на которых вырабатывает максимальный крутящий момент. Стоимость агрегата относительно невысока, он прост в обслуживании.

Но есть существенные минусы. «Вариатор» плохо переносит перегрев, вызываемый обычно буксованием в грязи и льду, долгим движением в дорожных заторах или на высокой скорости. Ему требуется более частое обслуживание. Да и ремонт очень дорог. В «вариаторе» достаточно высоки потери энергии, вырабатываемой мотором. Высок и расход горючего.

Ознакомившись с вышеперечисленными особенностями «роботов» и «вариаторов», каждый автомобилист может сделать собственный вывод – КП какого типа больше подходит именно ему.

Вариаторная трансмиссия подойдёт тому, кто готов ради комфорта в поездке пожертвовать динамикой разгона и повышенным расходом топлива.

«Робот» подойдёт, если водитель ценит динамические характеристики автомобиля и при этом склонен к экономии на автомобильном горючем.

Статьи из «Колесо»

Что изменилось в ПДД с 1 сентября

28
Российские автомобилисты должны быть готовыми к ряду...

Конец покупным справкам

12
Медицинская справка формы 003/ВУ, которую получают граждане после прохождения медкомиссии в...

Новые правила

5
Приказ Минздрава № 262 ужесточает процедуру и закрывает лазейки, которыми раньше пользовались нарушители правил дорожного движения.

Письма несчастья

6
Мошенники стали обманывать граждан при помощи поддельных писем от ГАИ, заявили в Управлении...

Депутат против ограничений

10
Как уже известно, МВД РФ выступило инициатором ужесточения правил продления удостоверений...

Если авто без кондиционера

12
Летний зной, который установился в Дагестане в эти дни, превращает салон автомобиля в...

Маленький самородок большого автоспорта

1273
Золотой слиток среди камней, оазис в пустыне –...

Повторно не накажут

19
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

11
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

13
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...