Люди по-прежнему слышат в трубке не вежливого робота, а откровенные угрозы типа: «Алло, у вас есть три дня, чтобы вернуть долг, в противном случае…»
Проблема в том, что закон контролирует легальные агентства, в то время как рынок наводнили «серые» и откровенно криминальные структуры, которые покупают долги за копейки и работают по старым, «бандитским», схемам. Возможно, кто-то из наших читателей не в курсе: Служба судебных приставов обеспечивает федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. И если вы столкнулись с противоправными действиями, то можете обратиться с заявлением к специалистам.
Есть ограничения
Согласно Федеральному закону «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 № 230 вводятся определенные требования к работе юридических лиц. Общаться с должниками они могут несколькими способами: путем телефонных переговоров или направления писем, личных встреч, направления смс, а также голосовых сообщений.
Частота и иные способы взаимодействия между кредитором и должником могут быть предусмотрены соглашением, подписанным между ними в виде отдельного документа при решении вопроса о реструктуризации долга. При этом в законе есть и ограничения по всем вышеуказанным разрешенным способам общения. Опять же лично встречаться с должником можно не более одного раза в неделю, строго ограничено и время контактирования – в рабочие дни с 8 утра и до 22 вечера, а в выходные с 9:00 до 20:00.
Наш собеседник напомнил, что более года назад появилось новое понятие – «автоматизированный интеллектуальный агент» (АИА) – программа, которая ведет общение с должником без личного участия коллектора организации по взысканию долгов. Робот-коллектор рассказывает информацию о задолженности и сроках погашения, все разговоры записываются. При желании предусмотрена возможность переключения на живого сотрудника.
Анонимное общение недопустимо
Теперь вернемся к тому, с чего мы начали. Если раньше коллекторы должны были только представиться и назвать организацию, то сегодня сотрудник по взысканию долгов (коллекторское агентство, банк и т. д.) при каждом обращении к должнику обязан сообщать следующую информацию: имя и идентификационный код, присвоенный сотруднику его организацией (если код не присвоен, указывается ФИО); полное наименование кредитора и всю информацию о задолженности с указанием ее размера.
А еще кредитор обязан уведомить заемщика о продаже просроченной задолженности не позже пяти рабочих дней после заключения договора одним из следующих способов: через почту, нотариуса, портал «Госуслуги» или лично под роспись. Допускается уведомление по электронной почте, если она указана в кредитном договоре.
Граждане вправе отказаться от взаимодействия с кредитором или его представителем посредством направления заявлений об отказе от взаимодействия и об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя. Заявление может быть направлено кредитору или его представителю заказным письмом с уведомлением, через нотариуса или же нарочно. Вместе с тем важно помнить, что в качестве представителя должен выступать только адвокат, имеющий удостоверение.
От предостережений до штрафов
Немного цифр. За 8 месяцев текущего года в УФССП России по РД, со слов руководителя, поступило 42 обращения по вопросам деятельности лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.
По обращениям в отношении 3 юрлиц были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении 6 юридических лиц объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В ходе рассмотрения одного из обращений было установлено, что кредитная организация при ведении действий по возврату просроченной задолженности осуществляла должнику по пять звонков в сутки. Кроме того, выявлены случаи звонков в 8 утра в выходной день, звонки знакомым должника без их согласия. По данным фактам банк был оштрафован на 50 тысяч рублей.
Статистика обращений растет
По вопросам нарушения прав, как говорилось выше, можно обратиться в Службу судебных приставов по адресу:
г. Махачкала, ул. Мирзабекова, 159, или по телефону 8 (8722) 67-61-92.
При подаче заявления следует приложить к нему документы и материалы, содержащие в том числе сведения об имеющихся кредитных обязательствах, наименование организации, номера телефонов, с которых поступали звонки и смс-сообщения, детализация вызовов, выданная оператором связи, ФИО физических лиц, осуществляющих взаимодействие, полные контактные данные заявителя для связи. По каждой жалобе в обязательном порядке проводится проверка, пояснил главный судебный пристав Дагестана.
Статистика обращений растет. И контролирующий орган не просто ждет жалоб, а активно выявляет нарушителей. Оно и верно. Действия «серых» коллекторов не должны оставаться безнаказанными.