Кто остудил «горячую» линию?
Читатели «Дагестанской правды» наверняка обратили внимание на то, что практически на каждом совещании у руководителя республики по актуальным вопросам обсуждается, как органы власти реагируют на обращения граждан. А необходимость обращаться никогда не исчезнет, как и обязанность органов власти решать проблемы, с которыми сталкиваются дагестанцы.
О глубине проблемы говорит тот факт, что во время прямого эфира к Главе РД обращаются тысячи граждан. Их, этих вопросов и проблем, с десяток, может быть, находится в компетенции руководителя республики, а более 90 % обращений должны были найти решение на уровне муниципалитетов, министерств, ведомств. Но не всегда находят. Вот почему акцентируется внимание на том, как органы власти реагируют на обращения граждан. Если сегодня проблему выслушают на месте и решат, то завтра не будет необходимости обращаться к руководству республики, а то и на федеральный уровень.
Но в этом вопросе выявляется и другая проблема: а всегда ли удаётся обратиться к органам власти на местах? Речь банально идёт о том, что телефоны, указанные на официальных сайтах, не всегда отвечают. С этой проблемой столкнулись и сотрудники газеты.
В рамках подписной кампании на газеты и журналы на второе полугодие мы хотели поинтересоваться в некоторых районах, как идет процесс. К примеру, телефоны, указанные на официальных сайтах Агульского, Рутульского, Цунтинского районов разрывались от звонков, но к ним никто так и не подошёл. Вполне допускаем, что это стечение обстоятельств, что человек, призванный отвечать на звонки, на время отлучился. Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся во время звонков по другим вопросам в другие муниципалитеты, позволяют думать, что это непростое совпадение, что во многих районах почему-то считают, что телефон на столе чиновника находится как бы для красоты, для полноты интерьера.
Что удивительно, упорно молчат даже телефоны «горячей» линии: есть на сайтах некоторых муниципалитетов и такие. Конечно, речь не идёт о многоканальной линии – называя номер «горячим», в муниципалитетах предполагали, что звонивший на этот номер человек обязательно дозвонится и получит исчерпывающий ответ, поскольку отвечать на звонки будет специалист, а не случайно оказавшийся рядом человек. Идея нужная и важная, но воплощение…
Да, сейчас есть и другие возможности для коммуникаций – те же мобильники, социальные сети. Но они не дают основания задвигать в чулан стационарные телефоны органов власти. Спросите любого сельчанина, знает ли он номер мобильного телефона того или иного чиновника. И получите вполне конкретный ответ. Да и сам чиновник не будет в восторге от того, что номер его мобильного телефона знают многие. Мобильник – это вроде как для связи с друзьями, коллегами и большей частью общение вне рабочего времени. А рабочий – это и есть телефон для работы чиновника, в том числе для того, чтобы по нему обращались граждане. И молчать он не должен.
Что касается социальных сетей – да, многие обращения поступают по ним. Но всё еще есть люди, которые в силу разных причин не пользуются ими. И потому классический телефон еще не заслужил того, чтобы отправить его на пенсию.
Сейчас несколько слов о том, чем завершаются обращения граждан, если они смогли достучаться до муниципальных чиновников. Об этом недавно говорил Глава Дагестана Сергей Меликов: «На прошедшем на днях приёме граждан, читая ответы, которые направлялись жителям нашей республики представителями органов власти, я отметил для себя, что все они написаны как под копирку. Чиновники, в том числе на уровне муниципалитетов, даже не вникают в вопросы и откладывают их решение из года в год. Я обращаюсь ко всем: не давайте людям пустых обещаний! С каждым в отдельности нужно беседовать и давать объективные ответы, заниматься реализацией этих обращений».
По мнению Главы республики, люди должны иметь возможность обратиться напрямую в каждое ведомство в удобном для них формате и оперативно получить ответы на обращения.
В недавние времена каждый руководитель обязан был хотя бы пару часов в неделю уделить приёму граждан, были у них соответствующие графики. Сейчас таких графиков нет, по умолчанию предполагая, что человек в любое время может обратиться. Это и приводит к тому, что в «любое время» превращается в «никогда». Сейчас по тем вопросам, которые должны были решать главы муниципалитетов, люди вынуждены обращаться к руководителям республики, депутатам Народного Собрания. Создаётся ощущение, что главы муниципалитетов самоустранились от работы с населением.
На эту проблему неоднократно указывает Глава республики. Но могут быть сделаны и соответствующие оргвыводы.
Сам процесс встреч с людьми тоже выглядит как одолжение. Снизошли. Забывают отдельные товарищи, что не господами являются, а слугами народа. Это не к ним на прием должен человек приходить, а чиновник обязан посещать человека и с должным вниманием и подчеркнутым уважением к нему относиться. Не отгораживаясь и не усаживаясь во главе стола, а рядышком располагаясь и с почтением выслушивая.
Вопрос в том, поддается ли чиновник перевоспитанию?