Куда смотрит журналистика
Город засыпает – просыпается мафия, мафия засыпает – просыпается маньяк… Поняли, о чем это я? Да-да, это игра «Мафия», ею каждый вечер заканчивается любой молодежный форум. Молодым журналистам после тяжелого дня тоже нужна разгрузка. И мы ее устраивали.
Мы – это журналисты Северного Кавказа, собравшиеся в Северной Осетии не для игр в мафию, а для горячих дискуссий на острые темы. Журналистика сегодня меняет лицо. И к этому надо быть готовым уже сейчас, потому как завтра журналист, умеющий только писать и даже очень хорошо писать, не будет востребован. Вместе со спорами о профессии современного журналиста велись дискуссии и о том, каким будет будущее журналистики. Говорили о мастерстве интервьюера, новых медиа и теориях коммуникации, технике публичных выступлений в медиасфере и роли журналиста в информационных войнах.
Молодые коллеги и студенты факультетов журналистики из всех регионов СКФО стирали информационные границы на форуме «Алания Медиа-2018». В первую очередь образовательный проект направлен на выявление и поддержку талантливых журналистов, готовых выдвигать и создавать новые проекты по продвижению имиджа СКФО. На помощь молодым коллегам приехали мэтры журналистики. Они читали лекции и устраивали мастер-классы по всем направлениям профессии.
Информационные войны
Так, по всеобщему мнению, общество сегодня живет в мире фейковых новостей, люди перестают верить информации. Изменить ситуацию можно, если давать правдивую информацию для размышления.
Вице-президент Евразийской академии телевидения и радиовещания, журналист-международник, политолог Кипрас Мажейка поднял острую тему: «Информационные войны». Он рассказал слушателям о своем видении работы как российских, так и зарубежных СМИ на примере телеканала Russia Today , литовских газет, BBC, интернет-порталов и других. Лектор абсолютно уверен, что информационная война в мире никогда не прекращалась. Она продолжается и по сей день: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году.
Как с этим бороться и какова роль журналиста в этом процессе – вот главные вопросы. Кипрас Иозович неоднократно повторял коллегам, что именно от журналиста зависит многое. Война становится сетевым явлением. «Боевые действия» открыто ведутся в мировой паутине. Для разрушения духовных ценностей народа уже нет необходимости пересекать границы, достаточно быть онлайн. А быстрое получение информации стало трендом. Главное для журналиста – не забывать о своем внутреннем редакторе и понимать, что за каждое слово придется ответить.
Цифровое пространство
Обратили внимание журналистского сообщества и на то, что аудитория отвыкает от объемных материалов и ждет коротких, но емких сообщений, которые можно прочитать с экрана смартфона. Ученые даже выделяют такой феномен, как «твиттеризация» медиа, отмечая, что микроблоги и социальные платформы отучили людей от вдумчивого чтения длинных аналитических материалов. Однако практика развития журналистики показывает, что длинный текст все-таки не исчезает с медийного поля и обретает новую жизнь, видоизменяясь и обрастая новыми качествами и особенностями в цифровом пространстве.
Доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Диана Кульчицкая учила, как делать мультимедийные проекты, создавать инструменты продвижения.
— Мультимедийный лонгрид, рассказывала она, – это журналистское произведение, в основе которого заложены длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования. Мультимедийные лонгриды отличаются от других произведений интернет-СМИ особым визуальным оформлением. В большинстве случаев материал в виде текста представляет собой некое «полотно», куда подверстаны в нужных местах мультимедийные элементы. Продвижение истории происходит с помощью прокрутки мышки, а видео и аудио часто запускаются в режиме автостарта, а не по клику.
Журналисты также узнали, что в современных онлайн-СМИ существует еще одно понятие, часто используемое в последнее время. Речь идет о так называемой мультимедийной истории. Это новый продукт в онлайн-медиа. А мультимедийная статья представляет собой журналистский текст, в котором тема раскрыта с помощью различных платформ: текстовых и аудиовизуальных средств, единство их создает объемную картину события.
Медиатренды-2018
Владея новыми приемами оформления текста, можно смело идти с ними в соцсети и завоевывать новую аудиторию. Но и здесь есть свои фишки. Трендами этого года поделилась медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России, руководитель Департамента по работе с независимыми местными и региональными СМИ Общероссийского народного фронта Юлия Загитова.
По ее словам, за десять лет рынок медиапотребления сильно изменился и продолжает стремительно меняться: появились алгоритмы, создающие контент, умные приложения, мессенджеры, активно используются соцсети. Растет доля потребления медиа с мобильных устройств. Основная аудитория медиарынка – это миллениалы, то есть люди в возрасте 20-35 лет. Время, которое тратят читатели на медиаресурс, сокращается, и только 45% дочитывают текст до конца. Основные каналы поиска информации – это поисковики, соцсети. В России сейчас 25600 электронных СМИ, выпускающих 1145 материалов в месяц. Они делают упор на короткие материалы.
Организаторами форума выступили региональная общественная молодежная организация «Ассоциация молодых журналистов Алании», Комитет по печати РСО-Алания, Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Национальное достояние», ГТРК «Алания» и другие. Форум проводится при содействии Федерального агентства по делам молодежи.