Куклы растут на даче
«Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение красивым и некрасивым лепестком, бугорком, лесом проникают в душу художника, а оттуда выливаются на ее полотна, создавая поэтические живописные произведения. Они не просто лиричны, они переполнены внутренними эмоциональными субтитрами, которые вложены в картину, и их надо увидеть и потом прочитать – ощутить.
Разные картины, разные истории и ландшафты, разные люди и отношения, но все равно все одно и неделимо, чувственно и трепетно, тонко и сочно, воздушно и монументально. Что их объединяет – движение и ритм, колыхание и волнения, происходящие внутри автора, передающиеся через чувства, настроения, сиюминутность наблюдаемого момента, превращаемого художником в вечность».
Так о творчестве известного дагестанского художника Натальи Савельевой отзывается известный в республике галерист, искусствовед, заместитель директора Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи Джамиля Дагирова.
О себе же Наталья Константиновна однажды сказала: «Я была туманом в прошлой жизни – и он не дает покоя…». Возможно, это состояние и толкает художника писать, передавая миру новые посылы, новые смыслы. Как итог, на свет появляются все новые и новые картины, поклонников ее творчества радуют новые персональные проекты.
Наталья Савельева участвовала в более 40 выставках всероссийского, регионального и республиканского уровней. В основном это представительные форумы искусств, крупные проекты и фестивали. Особенно активно она стала выставляться в республике в последние годы. Художник реалистической школы, она, по мнению искусствоведов, в последнее время проложила тропинку в область современного искусства, где сразу проявила индивидуальный почерк. Ее картины всегда узнаваемы, их ни с чьими не спутаешь.
В каждую работу Наталья Савельева вкладывает свой посыл, у каждой своя философия.
– Вот, например, триптих «Эдем». В него я вложила много мыслей, душевных сил, старалась переплести в нем очень много символов: открывающиеся на первый взгляд образы природы и человека, библейские мотивы (Ева, райское дерево с запретными плодами), и, конечно, в триптихе заключены образы прекрасных беременных женщин – символов бытия человеческого.
Триптих «Покой» посвящен нашему древнему Дербенту, – продолжает Савельева. – Писался он к юбилею города. Тема была сложной. У меня, конечно, были какие-то подростковые воспоминания, связанные с моими поездками в Дербент, но я решила, что все-таки этого недостаточно для серьезной, углубленной работы, поэтому уговорила мужа в один из выходных дней поехать туда. Я верила, что на месте какая-нибудь встреча, какое-то впечатление вдохновят меня. И вот мы отправились в город. Это был жаркий летний день. Первое, что осталось, что зафиксировалось в памяти, – море желтой выжженной травы, которой было много как по дороге в Дербент, так и у стен крепости. И вот она колышется на ветру, как огромное пшеничное поле, рядом старинные замшелые стены Нарын-калы, и все утомлено полуденным солнцем. Это было тонкое нюансированное впечатление для меня, и я решила передать это состояние природы Дербента. Так родился триптих – история жизни и смерти, история сиюминутного состояния и вечности. Поэтому неслучайно левая часть триптиха – жизнь (бабуля-пастух в окружении овец), правая сторона – смерть (утопающие в желтой траве покосившиеся надгробия), в центре – фрагмент крепостной стены как символ незыблемой вечности. Да, меняется жизнь, меняемся мы, люди приходят и уходят, но крепость как стояла тысячелетия, так и будет стоять.
Картинная галерея мастера пополняется из года в год. Однако в перерывах между творчеством и преподаванием в художественном училище им. М. Джемала Наталья Константиновна находит время, чтобы отдаться своему хобби – росписи тыкв-гюнзари (другие названия – лагенария, бутылочная, горлянка). У многих в садах и огородах растут тыквы-горлянки. В былые времена из них делали посуду, тару для хранения продуктов. Сегодня посуду можно купить, и тыквы стали не так востребованы. Но в руках художника высушенная горлянка становится произведением искусства.
– Расписывать тыквы я начала неожиданно для себя. Несколько лет назад меня пригласили принять участие в фестивале «Куклоград». Помню, передо мной встал вопрос: из чего мне создать свою куклу? Металась по дому, не зная, с чего начать, какой материал использовать, какой образ воплотить… И тут мой взгляд падает на вазочку, сделанную из тыквы-гюнзари, которую мне некогда подарил один знакомый. Повертела ее, рассмотрела со всех сторон, и сразу же пришел образ того, что я хочу сделать. Так на свет появилась моя первая авторская кукла «Сюзанна». Она положила начало новому увлечению, которое переросло в неотъемлемую часть моей жизни, – рассказала Н.Савельева.
Материл для своих будущих произведений она выращивает на даче. С каждым годом приходится высаживать все больше тыкв, так как куклы Натальи Константиновны разлетаются по всей республике. Заказывают необычные произведения и из других регионов страны, даже из-за рубежа.
– Вот и нынешний урожай, еще даже не будучи собранным, уже почти разобран. Все мои знакомые, их родные, друзья выходят на меня и просят расписать для них тыковку. Сюжеты рождаются в зависимости от формы, – говорит художник.
Одна из излюбленных тем – портреты горянок. Балхарки, чохинки, андийки, кубачинки… В каждой свой особый колорит и свой характер. Ложатся на природный холст и другие сюжеты. Так, в последней работе «Рыболовы» художник из двух тыкв вытянутой формы создала своего рода диптрих, в котором две лагенарии соединены одной темой и образом рыбы. Природный, будто напоминающий чешую какой-то сказочной рыбы рисунок тыквы буквально диктовал эту тему.
Говоря об этом хобби художника, нельзя сказать, что роспись тыкв – способ отойти от творчества, отдохнуть. Скорее это часть творческого бытия, просто другая ее грань, более декоративно-прикладная. В скором времени Наталья Савельева создаст новую галерею образов из вновь собранного урожая лагенарий. Что это будет, увидим, ну а пока тыковки сушатся и ждут своего часа.