Культурная среда: потеряем – не вернем
В статье «Кто охраняет памятники архитектуры?» Руслана Лугового, опубликованной в «Дагестанской правде» (№296 от 14 ноября этого года), речь шла о том, что территория охранной зоны Свято-Знаменского храма в Хасавюрте незаконно застраивается.
Поднятая проблема – не локальное событие, а одно из рядовых проявлений системы, сложившейся за последние два десятилетия в республиках Северного Кавказа. Правовой нигилизм 90-х годов в конечном итоге привел к почти полному вытеснению российского цивилизационного пространства, о необходимости сохранения которого не раз говорил Президент РФ В. Путин. В данном случае речь идет о коммерческих структурах, окутавших государственные органы коррупцией.
Сегодняшний Хасавюрт – нечто среднее между средневековым Багдадом и Каиром, среда, где в последние десятилетия уничтожаются признаки европейского города с регулярной планировкой. Так, например, застройка старых классических парков и скверов коммерческими строениями, ликвидация тротуаров и даже перегораживание улиц здесь называется реконструкцией.
В таких условиях говорить о сохранении исторической среды не приходится. И дело даже не в низкой квалификации сотрудников надзорных органов. Администрация Хасавюрта рассматривает город как чистое пространство, которое необходимо заполнить как можно быстрее, не учитывая при этом сложившейся в течение двух столетий культурной среды и чувств старожилов.
Поэтому беспокойство вызывает не только судьба Свято-Знаменского храма, но и оставшегося архитектурного наследия. Где в России можно найти город, в котором убран дореволюционный памятник А.С. Пушкину? Чем не угодил администрации великий поэт? В каком российском городе переименована улица Красная? Горе-реформаторы, похоже, не знают, что название это не имеет отношения к большевизму. Хотя и большевизм – во многом добрый период нашей истории, требующий уважения и памяти. Красной издавна в российских городах называлась улица, имеющая бульвар с цветниками.
Многие годы остаётся заброшенным и бывшее Войсковое кладбище с захоронениями офицерского состава участников Первой мировой войны. Сохранились воспоминания профессора Института геодезии и картографии Ф.В. Дробышева о том, что в 1914-1915 годах под оружейные залпы проходили захоронения на этом кладбище чинов казачества и офицерского состава Российской армии, погибших на Кавказском фронте, в частности, в составе корпуса под командованием Баратова. О разграблении могил на этом кладбище, незаконном изъятии орденов, воинских регалий при полном молчании прокуратуры сообщалось в российской прессе еще лет 10 назад.
Сегодня, в год 100-летия окончания Первой мировой войны, не прекращаются попытки пустить под хозяйственные нужды данную территорию. И это происходит в то время, когда Президент РФ В. Путин открывает Мемориал на Поклонной горе, произносит глубокие, проникновенные слова о забытом подвиге и жертвах той войны (в которой, кстати, принимали участие многие дагестанцы в составе 1-го и 2-го дагестанских конных полков и других частей Российской армии). 11 ноября В. Путин был во Франции на торжествах по случаю 100-летия окончания Первой мировой войны и почтил память погибших воинов. Там присутствовали руководители нескольких десятков государств.
Совсем свежий пример. Первый канал 17 ноября сообщил, что в Германии в г. Франкфурте-на-Одере местные жители привели в порядок, фактически восстановили методом народного субботника кладбище русских пленных, умерших в годы Первой мировой войны, установили большой деревянный крест, отслужили службу в часовне.
Мы справедливо возмущаемся вандализмом в отношении памятников советским воинам в бывших соцстранах, но нельзя терпимо относиться и к двойным стандартам по отношению к нашей отечественной истории.
Именно поэтому Собор русского народа всячески поддерживает инициативную группу дагестанских ученых и общественных деятелей, неравнодушных к своей истории и предлагающих в связи со 100-летием окончания Первой мировой войны установить памятный знак на месте Воинского кладбища в Хасавюрте с последующим приданием этой территории статуса историко-мемориального места.
Руслан Луговой сетует в своём материале на исход русского и казачьего населения из республики — населения, внесшего решающий вклад в становление городов и являвшегося хранителем культуры.
Следует заметить, что терские казаки не просто уезжают из Дагестана. Они вынуждены покидать свои исконные территории, где они и зарождались как один из коренных этносов Северного Кавказа.
Всё чаще на своих кругах (собраниях) терские казаки делают однозначные выводы: «Дагестанским кланам не нужны мы, а нужны лишь территории».
Как видим, охрана культурного наследия тесно связана с национальной политикой, и провалы в первом погружают регион в архаику Средневековья. Но, говоря о работе дагестанского Агентства по охране культурного наследия, нельзя не сказать и о самой столице, где результаты этой работы наиболее очевидны. Безрадостная картина по охране архитектурного наследия царит в целом и в Махачкале. Практически без затруднений сносятся здания XIX века, образовавшие форштадт города, а оставшиеся могут быть изуродованы чудовищными надстройками.
Представитель Собора русского народа посетил это бюджетное надзорное учреждение по охране культурного наследия в конце августа. И надо сказать, что эффективной эту структуру не назовешь, доверия большого она не вызывает. Прежде всего бросаются в глаза низкий уровень квалификации сотрудников Агентства, отсутствие четкой концепции их работы. Общественность республики всё-таки должна иметь представление о результативности работы этого органа.
P.S. Уже после выхода в печати материала «Кто охраняет памятники архитектуры?» о незаконном строительстве возле Свято-Знаменского храма прокуратура Хасавюрта опротестовала разрешение на строительство на данной территории и обратилась в городской суд с исковым заявлением о принудительном сносе незаконной постройки.
Редакция продолжает отслеживать ситуацию вокруг храма.