X
09:48 08.12.2021

«Летать не боялся, это же наша работа»

Он знает, каково это – постоянно находиться на грани между жизнью и смертью, когда очередной выход в небо может стать последним. Когда всё зависит только от тебя и твоего профессионального мастерства.

– За время испытаний мы потеряли очень многих ребят, – рассказывал Магомед Толбоев в недавнем интервью нашей газете. – Если в цифрах, то за 20 лет погибли 123 человека. У меня самого было 17 аварий, однако выжил – так, видимо, судьбе было угодно. Но летать не боялся, это же наша работа. Обыкновенная работа. Ты не думаешь о плохом, ты думаешь о выполнении задания: максимальные перегрузки на разрушение, максимальная скорость у земли, взлет-посадка при снеге, ливне, боковом ветре и т.д. Испытывали мы не только самолеты и истребители, летали на всем. Ту-134, например, я испытывал на автоматические посадки, Ту-154 –на посадки без двигателей, Ил-76 – на максимальную нагрузку. И так десятки раз.

Общий налет Толбоева – 2600 часов. При этом работу летчиков-испытателей нельзя сравнивать с работой пилотов пассажирских самолетов – десять часов в одну сторону, десять обратно. У первых полеты сопровождаются от трех минут на вертикалке (вертикально взлетающий самолет. – «ДП») и максимум до 40 минут, если речь идет о дальних расстояниях.

Космических полетов в его послужном списке не значится, хотя участвовал в космической программе и прошел полный курс подготовки в гагаринском Центре подготовки лётчиков-космонавтов. Был пилотом легендарной «волчьей стаи» – отряда, названного по имени командира Игоря Волка, членом экипажа «Бурана», куда зачисляли лучших из лучших. Собственно, прекращение работ по «Бурану» и помешало ему полететь в космос.

Отбор в космический отряд был жестким, трудным, вспоминал Магомед Омарович. И если по ряду показателей (физическая подготовка, здоровье, возраст и т.д.) ты подходил для зачисления в отряд космонавтов, впереди нас ждал еще один этап – мандатная комиссия. Это комиссия ЦК КПСС, которая изучает всю твою родословную. Подготовку он проходил в 1977 году вместе с Мусой Манаровым. Но Толбоева тогда не взяли: врачи указали на повреждение позвоночника, случившееся во время катапультирования. В «волчью стаю» попал уже в 1983-м, после чего 10 лет находился в отряде, пока его не расформировали в связи с прекращением работ по программе «Буран».

Магомед Омарович и сегодня в строю: сохраняет в свои 70 лет те же параметры, которые были при поступлении в Ейское училище в 1969 году. Ну и летает, разумеется. Правда, на маленьких самолетах – в Башкирию, Татарстан, Новгород, где сохранились аэроклубы. Его просят приехать, чтобы показать бездвигательные посадки, посадки с низкой и высокой глиссады, посадки с ветрами.

– Людей научили взлетать, садиться, а если что-то серьезное случится, они не знают, как выйти из ситуации. Вот был случай, произошла трагедия: двигатель отказал, и ребята погибли, сели непонятно где. А надо было садиться прямо в поле. Важно уметь подбирать с воздуха ровное место, но это опыт, – говорит летчик.

Магомед Толбоев – советский и российский военный и политический деятель, заслуженный лётчик-испытатель РФ, генерал-майор, доктор технических наук, один из основателей авиационно-космических салонов МАКС.

Да, и на-минуточку, Герой России!

Похожие

Ушедший в бессмертие

1418
В телеграм-канале Главы республики Сергея Меликова была опубликована информация о том, что...

Служил на благо Родины

264
В конце прошлого года свой 70-летний юбилей отметил Герой России Магомед Гимбатов (на снимке),...

Рождённые в боях

85
О подвигах наших соотечественников нам нужно помнить всегда, а не только в дни праздников....

Герои бессмертны

283
Рождение ребенка в семье всегда радость. А рождение сына как продолжателя рода и дела отца...

«Спасибо за жизнь, мама!»

1789
В село приехал с гастролями Лакский театр. Маленькая Сапижат надевает самое лучшее платье и...

Продолжая боевые традиции

383
Автопробег имени Нурмагомеда Энгельсовича Гаджимагомедова органично вписался в канву...

Юбилей Героя

225
Рустам Мурадов – российский военачальник, командующий войсками Восточного военного округа,...

Герои в нашей памяти живут

295
В час беды Нурмагомед Гаджимагомедов, проявив мужество и героизм, выполнил свой воинский...

Статьи из «Общество»

Следы Кавказской Албании

3
В Академии «Каспий» прошел семинар, посвященный Кавказской Албании – одному из самых...

Каспий: кто и что убивает тюленей

39
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

8
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

7
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

4
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...

Электрокары замахнулись на рекорд

2
На отечественном авторынке по итогам прошлого года...

Поедем? Нет, полетим!

6
Принято ругать отечественных производителей авто, считая наших инженеров недостаточно...

Верность историческому выбору

5
Наша республика 20 января отметит очередную годовщину своей автономии. В этот день в далёком 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял...

Благородное наследие

13
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Дом печальный

20
Закат советской эпохи для Махачкалы ознаменовался рядом архитектурных изысков....

Не дрогнуть на избранном пути

70
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Пособия: кому и сколько

26
Минтруд Дагестана информирует, что с 1 января 2025 года размеры государственных пособий для семей с детьми будут следующими: