Люди и проблемы
Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Дагестане посредством «горячей» телефонной линии в течение 10 дней давали квалифицированные консультации и разъясняли гражданам вопросы оказания медицинской помощи в республике.
Всего на телефон омбудсмена поступило 42 обращения из Махачкалы, Дербента, Каспийска, Хасавюрта, Кизилюрта, Избербаша, Дагестанских Огней, Южно-Сухокумска, Кизилюртовского, Каякентского, Кайтагского, Сулейман-Стальского, Курахского, Дербентского, Чародинского, Ботлихского районов и одно было даже из Ставропольского края.
При этом обращает на себя внимание то, что звонков поступило не так много. Наверняка их было бы намного больше в случае размещения объявления о проведении «горячей» линии в СМИ и социальных сетях. Вместе с этим удивляет и низкая активность населения, ведь в повседневной жизни люди нередко жалуются на неквалифицированное оказание медицинской помощи и низкое ее качество. И «горячая» линия могла бы стать хорошим вариантом для решения проблемных вопросов, но позвонить на указанные телефоны решились немногие. А у тех, кто обратился к Уполномоченному, были вопросы по получению квоты для оказания высокотехнологической медпомощи за пределами Дагестана; по поводу отказа в предоставлении бесплатных лекарств («инсулина», «брилинта», «плавикса», «крестора»); прохождения процедуры очередного подтверждения и продления группы инвалидности; оказания содействия в госпитализации; очередей в поликлиниках и др.
Поступали жалобы и по другим злободневным проблемам. К примеру, инвалид II группы из Сулейман-Стальского района, перенесший инсульт, попросил оказать содействие в обеспечении наблюдения его специалистами на дому. Житель Махачкалы сообщил, что в ГБУ РД «Поликлиника № 2» и ГБУ РД «Детская поликлиника № 2» ему было отказано в приеме анализов на гепатит В и С. Махачкалинка, инвалид I группы, пожаловалась, что в ГБУ РД «Поликлиника № 5» ей затягивают сроки рассмотрения документов для очередного подтверждения и продления группы инвалидности. По ее словам, за два месяца до истечения срока присвоенной группы инвалидности ею в медицинское учреждение был представлен весь пакет необходимых документов. Однако в поликлинике № 5 без видимых на то причин рассматривать документы особо не торопились. Из-за этого заявительница не смогла своевременно получить причитающиеся ей выплаты. И лишь после вмешательства сотрудника аппарата Уполномоченного поликлиника № 5 в течение всего лишь одного дня передала необходимые документы пожилой женщине.
В ряде случаев граждане сообщали о проблемах, связанных с получением лекарственных препаратов для онкологических больных. К примеру, житель Ботлихского района, имеющий серьезное заболевание, попросил оказать содействие в получении таких медицинских препаратов. Главврач ГБУ РД «Ботлихская ЦРБ» пояснил, что заявитель получает все необходимые сильнодействующие обезболивающие препараты и находится под наблюдением врачей. Отметим, что онкологически больные вынуждены принимать данные препараты в виде инъекций по 6 раз в сутки, зачастую приобретая их на собственные средства. Вместе с этим все вопросы, требующие более глубокого рассмотрения, омбудсменом направлены в соответствующие государственные органы и находятся у него на контроле.