Магия старой фотографии
«Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые…» Вы, конечно, узнали известные строки из романса Ивана Тургенева «Утро туманное».
Человеческая память – капризная штука. Медики даже придумали термины: «краткая» и «долговременная» память. Что-то мы на всю жизнь запоминаем, а что-то забываем напрочь.
Но пару веков назад появилась Ее Величество Фотография, и все изменилось. Вот они перед нами – «лица, давно позабытые», увековеченные на фотографической пластинке Дагерра, одного из изобретателей фотографии. Тогда эти пластинки так и назывались: дагерротипы.
Забегая вперед, скажу, что старые черно-белые снимки, сработанные на бромистых препаратах, долговечнее нынешних – цветных. Современные фотки очень быстро выцветают на солнце, а те, старые, из бабушкиных сундуков, до сих пор сохранились в первозданном виде. Фото, которое вы видите на снимке, из дома принесла наша сотрудница Наида Аджиева. Это ее предки аж из начала ХX века!
Вот и всматриваемся мы в старые фотографии, и их волшебная магия заполняет наше сознание, побуждает к поиску знакомых черт и штрихов на лицах, доставшихся и им, и нам по генетическому коду от предков. А найдя их, невольно стараемся быть лучше, красивее, возвышеннее. Честь и достоинство тухума – зародыш общегосударственного патриотизма. «Я, ты, он, она, вместе дружная семья!» – пела в свое время потрясающая советская певица София Ротару. А ведь «он», «она» – это конкретные личности из конкретных семей, обретающих в конкретном государстве статус гражданина.
На рассматриваемой нами фотографии граждане Российской империи. Это Салихат и Магомед Бамматгаджиевы и их младший сын Абдулгамид. Место съемки – Владикавказ, 1915 год. Имеется отдельная фотография отца семейства Магомеда, сделанная уже в Ростове-на-Дону примерно в то же время, этакого силача Сали-Сулеймана с закрученными вверх усами – настоящий богатырь и уздень по происхождению, о чем сказано в книге Салавдина Токаева «Токъай тухум-2», в которой размещены эти снимки.
Как гласит семейное предание Бамматгаджиевых, Магомед с Салихат как-то оказались на балу в Тбилиси. Прибывший на бал царь Николай Второй обратил внимание на княжну Салихат, которая была в кумыкском национальном костюме (къабалай с тастаром), подошел к ней и в знак уважения поцеловал ей руку.
В самом деле, посмотрите: красивая и благородная молодая женщина, рядом красавец муж. Тут же юный кавказец, продолжатель рода и мощнейший тухумный скреп между супругами. Как они были тогда счастливы!
Магия старой фотографии, друзья мои!
А теперь давайте повернем карточку обратной стороной: «Придворный фотограф Полити. Удостоен высочайших наград». Далее уточняется, чей он фотограф: «Его Императорскаго Величества Государя Николая Александровича, Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны».
Придется господину Полити поверить на слово, прошло больше века, может, так оно и было. Стало быть, он был удостоен «высочайших наград». А теперь вот, по прошествии стольких лет, и нашей с вами, уважаемые читатели «ДП», высочайшей благодарности за то, что донес до нас образы наших предков.