От моноцентра к агломерации: смена парадигмы
Главная проблема Махачкалы — устаревшая моноцентричная модель. Зародившись как рабочий поселок вокруг морского порта, город так и продолжает развиваться вокруг исторического центра, который давно уже не справляется с инфраструктурной нагрузкой. Весь деловой и экономический поток по-прежнему стремится в исторический центр, создавая чудовищные пробки на таких магистралях, как проспекты Петра Первого, Шамиля, Акушинского. Город давно перерос эту схему, превратившись в агломерацию самобытных микрорайонов — от Ленинкента до Тарков. И одно лишь точечное расширение дорог или закупка новых автобусов проблему уже не решат.
Выход – в стратегической децентрализации. Практика показывает, что логичным решением было бы разделить Махачкалу не на 3 огромных района (сформированных в городе, где население не превышало 300 тысяч человек), а на 10 компактных управ, приблизив власть к жителям. Сделать это можно по аналогии с той же Москвой, где на 13,3 млн населения приходится 85 управ (в среднем одна на 150 тыс. жителей). Такое решение позволит выявить и ликвидировать дисбаланс в инфраструктуре. Не секрет, что сегодня через один центральный микрорайон могут проходить десятки маршрутов, а на окраине не хватает и трёх. Перейдя от решения «проблем города» к решению «проблем управ» можно начать поэтапно выравнивать ситуацию. В том числе устраняя необходимость излишних поездок в центр.
От точечной застройки к комплексному развитию
Десятилетия хаотичной точечной застройки усугубляли транспортные проблемы. Теперь вектор меняется: по требованию Главы Дагестана Сергея Меликова город переходит к проектам комплексного развития территорий (КРТ). Власти выявили 12 перспективных площадок общей площадью около 584 гектаров.
Ключевые проекты КРТ:
· Микрорайон «Ипподром» и территория «ДОСААФ»: уже в федеральном реестре, здесь строятся новые школы и детсады.
· Посёлок Ленинкент: один из первых участков, где создаётся полноценная городская среда.
· Крупнейший проект на 900 га: планируется между Шамхалом и Богатырёвкой.
Этот разворот призван создавать не просто жильё, а полноценные кварталы со всей инфраструктурой. Так вновь обретает актуальность концепция «15-минутного города», где основные услуги — в шаговой доступности. Это первый шаг к разгрузке транспортного каркаса. Однако важно просчитать все в комплексе до начала строительства.
Транспортная реформа: от слов к делу
Острая необходимость реформы была официально признана на профильной республиканской конференции в феврале 2024 года. Как было отмечено, ситуация характеризуется системными проблемами:
· Изношенный парк: основу перевозок составляют 1105 автобусов малого класса (маршруток), современных автобусов среднего и большого класса — около сотни.
· Разрозненность: перевозками занимаются 9 разных предприятий (7 частных и 2 муниципальных), что исключает единое управление.
· Устаревшая инфраструктура: нет выделенных полос, остановочные павильоны не отвечают современным требованиям.
Исправить ситуацию призвана Концепция развития общественного транспорта до 2030 года. Её ключевые элементы:
1. Обновление парка. В 2023–2024 годах в город поступило почти 100 новых автобусов по нацпроекту. Власти планируют полностью отказаться от маршруток в центре, заменив их автобусами большого и среднего класса, оставив малый транспорт для подвоза на периферии.
2. Создание «скелета» маршрутной сети. Предлагается двухуровневая система:
· Магистральные маршруты: скоростные автобусы по основным артериям (например, по проспекту Акушинского с выделенными полосами).
· Локальные маршруты: небольшие автобусы, которые закольцуют микрорайоны и обеспечат пересадку на магистральные линии.
Стыковка расписаний и единая тарифная система с льготой на пересадку (например, вторая поездка за полцены, третья — за треть) сделают общественный транспорт выгодной альтернативой автомобилю.
3. Модернизация инфраструктуры. В планах — строительство 55 современных остановочных комплексов с навесами, электронными табло и видеонаблюдением, внедрение безналичной оплаты и онлайн-отслеживания транспорта.
4. Узкие улицы в центре сегодня логично перевести в режим одностороннего движения. В том числе и для правильной организации общественного транспорта. Условно организовав движение по той же улице Абубакарова «к морю», а по улице Дахадаева «от моря» можно закольцевать локальный маршрут там, где сегодня большому автобусу в буквальном смысле сложно протиснуться. Продумывать подобные решения нужно тщательно, будучи готовыми и к первичному недовольству, но иначе в условиях сложившейся застройки уже нельзя.
Экономический двигатель: как заработать на реформе
Создание мощного единого оператора — это запуск крупного экономического механизма. Годовой бюджет такого предприятия, формируемый из субсидий, доходов от перевозок и федеральных программ, будет исчисляться миллиардами рублей. И федеральное законодательство не запрещает крупную часть этих средств осваивать частным компаниям через конкурсные закупки, что создаст устойчивый рынок для бизнеса по следующим направлениям:
· Закупка и сервис автобусов: тендеры на поставки, ремонт, запчасти, шины.
· Логистика и ГСМ: долгосрочные контракты на обеспечение топливом.
· Сопутствующие услуги: мойка, уборка, утилизация.
· Инфраструктура: проектирование, изготовление и установка остановочных комплексов.
· IT-решения: системы мониторинга, бесконтактной оплаты, мобильные приложения.
На всех этих подрядах частные компании смогут зарабатывать вполне легально, без криминальных схем. И при этом город будет иметь единого, мощного оператора, обеспечивающего качественную работу общественного транспорта. Именно так это и происходит в крупных городах. Что называется: и волки сыты, и овцы целы.
Заключение
Транспортная реформа в Махачкале – сложный, но неизбежный путь. Он требует политической воли, грамотного управления и инвестиций. Успех определит детальная проработка – от расположения остановок до тарифов. Для бизнеса это – появление нового крупного и стабильного заказчика. Для города – шанс на качественно новую жизнь, где до работы можно добраться за 15–20 минут на комфортабельном автобусе. Объединение усилий власти, предпринимателей и горожан может превратить Махачкалу из города пробок в современную, удобную и динамичную агломерацию. Так давайте попробуем. Давайте взглянем на город иначе!
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




23