Да, юному автогонщику было всего 9 лет, когда он, являясь участником чемпионатов России по картингу сезонов 2021–2023 годов, стал бронзовым призером в классе «микро» и дважды подряд серебряным в классе «мини» в составе команды «Лада-спорт».
Но позвольте, а почему автозаводской команды, а не в составе команды родного Дагестана?! И почему в следующих сезонах его имени нет в стартовых таблицах чемпионата страны?! Неужели бурное воодушевление комментатора, заходившегося в восторге от лидерства Гамида (на снимке) в чемпионате России, было вызвано не мастерством юного автогонщика, а необычностью вообще присутствия дагестанца на престижном гоночном треке?
А ведь некогда было всё по-другому. В 70–80-х годах прошлого века Дагестан считался краем, где военно-прикладные и технические виды спорта находились в большом почете, были очень популярны и имели широкое распространение. Занимавшиеся ими отчаянные парни и даже девушки были одними из лучших в огромной стране.
Сейчас, как видно, всё не так. Горечь поражения больше всего ранит, когда помнишь о былых успехах и достижениях, а еще говорят, что чем выше взлетел, тем больнее падать.
Воистину падать пришлось с большой высоты. Я уже неоднократно на протяжении более 30 лет и очень подробно описывал в «Дагправде» и в других СМИ достижения представителей спортивных клубов и учебных организаций дагестанского подразделения ДОСААФ. В очередном панегирике под названием «Был такой спорт», вышедшем на страницах нашей газеты в 2016 году, я в очередной раз писал об исчезновении в Дагестане моторных видов спорта. И вот опять. А воз и ныне там.
Приходится многократно повторяться, но мои рассказы о дагестанских автогонщиках, мотокроссменах и мотоболистах, летчиках, парашютистах, стрелках и радистах, водно-моторниках и подводных пловцах – чемпионах Европы и мира, СССР, РСФСР, ни разу не удостоились реакции чиновников в высоких кабинетах. О каждом из этих исчезнувших у нас, теперь уже экзотических, видах спорта можно долго рассказывать, и в каждом виде есть свои люди-легенды. Некоторые еще живы.
Взять автоспорт. Мастерское управление автомобилем и сейчас, и раньше имело огромное народно-хозяйственное и военно-прикладное значение, поэтому в каждом городе были созданы спортивные секции, где азы виртуозного владения техникой постигали призывники и будущие потенциальные специалисты народного хозяйства.
Рабочий завода имени Магомеда Гаджиева в Махачкале Геннадий Горобинский, сменив профессию, в начале 70-х годов пришел в ДОСААФ и стал основоположником развития в республике нового вида автоспорта – картинга, был наставником сотен юных спортсменов-автомобилистов. Успехи юных картингистов вскоре распространились на российский уровень.
Команда взрослых дагестанских автогонщиков, созданная для участия в чемпионатах СССР, РСФСР и стран социалистического лагеря по шоссейно-кольцевым автогонкам на гоночных автомобилях «Эстония» (очень похожих на болиды «Формулы-1»), стала сильнейшей на автотрассах в Киеве, Прибалтике, Грузии, где фаворитами были автозаводцы из Москвы, Горького, Тольятти, Самары. В 1984 году команда стала серебряным призером чемпионата РСФСР, а тренер Валерий Султанов, выступая в личном зачете, дважды добился чемпионского титула. В 1985 году, будучи участником первенства СССР, он стал первым и единственным в Дагестане мастером спорта СССР по автоспорту. Двое его старших братьев, Казбек и Руслан, первенствовали в автомногоборье, были неоднократными чемпионами РСФСР в фигурном вождении и скоростном маневрировании автомобиля.
Славная эпоха расцвета технических и военно-прикладных видов спорта в Дагестане закончилась вместе с распадом СССР и в связи с кризисом оборонного общества. Особенного драматизма развал в ДОСААФ достиг именно в нашей республике. Все авто- и мотоклубы, секции по автоспорту, мотокроссу, легендарный Махачкалинский аэроклуб, где будущая призывная молодежь осваивала военно-учётные армейские специальности, были закрыты и распущены, а команды, тренеры, специалисты и спортсмены высокого уровня выставлены на улицу. Уникальная техника – спортивные автомобили, мотоциклы, самолеты – частью пошла с молотка, частью разворована, а в некоторых случаях просто выброшена на пустыре. Разгром был столь велик, что сегодня приходится констатировать, что ни автоспорта, ни каких-либо других технических и военно-прикладных видов спорта в связи с отсутствием какого бы то ни было финансирования со стороны ДОСААФ в Дагестане нет.
Вот сейчас мы подошли к логической развязке и снова обращаемся к картингу и нашему юному автогонщику Гамиду Алишихову. Его отец Наби, сам еще мальчишкой, под закат советского спорта успел стать шестикратным чемпионом Дагестана и дальнейшую свою жизнь без гонок не представлял.
После развала СССР какое-то время картинг, ну еще и мотокросс, продолжали существовать в лице отдельных фанатов-энтузиастов. Они выезжали на всероссийские соревнования за пределы республики лишь с моральной поддержкой, а то и без нее, и с очень скудным финансированием со стороны областной оборонной организации, благодаря личным сбережениям, за свой счет.
Наби Алишихов несколько лет поддерживал дело своего тренера и кумира Геннадия Горобинского, побеждал в соревнованиях, проводившихся в Ставрополье, Чеченской Республике и Кабардино-Балкарии, где автомотоспорту оказывали немного большее внимание и придавали значения больше, чем в Дагестане.
Но участие в соревнованиях, хотя и от имени республики, по принципу самофинансирования становилось уже невозможным. И вот здоровая спортивная злость Наби Алишихова нашла свое выражение в воспитании сына. Гамид, начав под руководством своего отца заниматься картингом в возрасте 6 лет, сегодня является трёхкратным серебряным призёром чемпионата и первенства России 2021, 2022 и 2023 годов, обладателем Кубка России, кубков «Ахмат» и «Никиты Мазепина», чемпионом Поволжья, Татарстана, победителем Открытого чемпионата Москвы в своей возрастной и технической категории. В настоящее время 12-летний Гамид Алишихов – единственный автогонщик, который способен представлять Дагестан в чемпионатах России и отстаивать его честь в других всероссийских соревнованиях.
Стоит заметить, что эти юркие и очень энерговооруженные микроавтомобили по динамике езды сравнимы с болидами «Формулы-1», считается, что это первая ступень к королеве автоспорта. Почти все великие автогонщики, включая многократных чемпионов мира Айртона Сенну, Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона, начинали свою гоночную карьеру именно в картинге.
Но вот спортивное будущее юного дарования и потенциального нового Михаэля Шумахера сегодня находится под большим вопросом. 2024 сезон он был вынужден пропустить по причине отсутствия финансирования – команда АВТОВАЗА «Лада-спорт» после триумфального 2023 года по разным причинам перестала быть спонсором восходящей дагестанской звезды автоспорта. В текущем году Гамид всё-таки принял участие во втором этапе чемпионата России, который проводился в Грозном, где, несмотря на отсутствие наката и тренировок, по итогам всех заездов занял третье призовое место.
Возможностями финансирования автоспортсмена, да и вообще автоспорта, как неолимпийского вида, согласно положению, ни Министерство спорта Дагестана, ни республиканская Федерация автоспорта не располагают. Оба ведомства, разумеется, заинтересованы в развитии технических видов, но поддержать молодого талантливого пилота могут только морально. Они уже выступили с обращением к руководству республики, к сильным мира сего, меценатам оказать помощь в дальнейшем участии Гамида Алишихова в соревнованиях. Семья маленького, но настоящего гонщика тоже уже не в силах самостоятельно вывозить его на соревнования, как это было на более раннем этапе, ведь затраты на подготовку гоночной техники, приобретение спортивной экипировки, запасных частей, взносы в призовой фонд и затраты на дорогу к местам соревнований чемпионата России предполагают немалые денежные средства. Вся надежда на привлечение внимания патриотически настроенных спонсоров к дальнейшей спортивной карьере потенциального чемпиона мира, помощь руководителей региона в возрождении хотя бы одного технического вида спорта в республике.
Остается надеяться, что реальность не такова, как она представляется на первый взгляд. Не хочется думать, что если отдельным воспитанникам оборонного общества хочется, чтобы их дети поддерживали спортивную славу республики не на борцовском ковре или в бойцовском октагоне, а за рулем спортивных автомобилей, мотоциклов или штурвалов самолетов, то это должно быть их личным делом. Слово «патриотизм» сегодня снова обрело свое истинное значение и смысл, как в пору расцвета идеологии, когда служение своему Отечеству, своей малой родине, своему народу считалось за честь и достоинство.
Глава Дагестана Сергей Меликов, придающий патриотизму очень большое значение, в своем Telegram-канале писал, что тринадцатым в республике Героем Российской Федерации за подвиги в зоне специальной военной операции на Украине – посмертно – стал офицер Вооружённых Сил РФ Магомед Исбакиев. Его судьба – это история о мужестве и чести, силе духа и любви к Родине.
Ближайший родственник Героя России, юный автогонщик Гамид Алишихов уже сейчас, когда ему всего 12 лет, знает, как служить России, знает, что такое Российский флаг, поднимавшийся в его честь, и понимает, как блюсти спортивную честь Дагестана. Патриотизм в обоих случаях – настоящий, не показной, неоспоримый.