Специалисты считают, что «массовую культуру» сегодня потребляют все независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Сегодня многие киностудии, телеканалы, эстрадные коллективы, сфера индустрии развлечений и в нашей стране связаны с бизнесом, коммерцией, что определяет содержание издаваемых произведений литературы, выпускаемых телефильмов, развлекательных программ, эстрадных концертов, транслируемых через телевидение.
В свою очередь потребителями этой продукции становится массовая, многомиллионная аудитория стадионов, концертных залов, собирающаяся у телевизионных экранов.
В социальном плане «массовая культура» формирует стандартный образ жизни, потребительские вкусы, некритичное восприятие происходящих событий во всех сферах общества.
Массовая культура коренным образом отличается от народного творчества — фольклора и классического искусства — прежде всего своей социальной функцией. Если классическое искусство по природе своей служило и служит целям духовного обогащения личности, росту ее нравственной и эстетической культуры, то массовая культура, напротив, выполняет функции антикультуры, отупляет личность, рассчитана на инстинкты, духовно растлевает молодое поколение. Таким образом, формируется сознание массового потребителя, больше всего заботящегося о собственном благополучии, самовлюбленного типа, проявляющего нетерпимость к иному мнению, но легко управляемого со стороны тех, кому это выгодно.
Коммерциализация всех сфер общества, проведенная в нашей стране на основе приватизации в конце XX столетия, коснулась и сферы духовной культуры, средств «массовой» информации, телевидения. Любая коммерческая фирма сегодня, становясь хозяином купленного на телевидении времени, рекламирует не только свои товары, но и формирует определенный образ жизни людей «общества потребления». Под напором «массовой культуры» и в Дагестане молодое поколение стало терять столетиями формировавшиеся традиции морали, эстетической культуры. Наглядным тому свидетельством являются передачи телеканала ТНТ «Дом-2».
Зачислить то или иное произведение, феномен культуры в разряд «массовый», исходя из широкого его распространения в народе, неверно. В этом плане понятие «массовая культура» может быть осмыслено и положительно: к популярной музыке, песням, исполняемым талантливыми от природы деятелями искусства, в том числе и к фильмам, созданным выдающимися кинорежиссерами, тянутся миллионы зрителей, слушателей. Наглядным тому примером являются песни, исполняемые М. Магомаевым, И. Кобзоном, Л. Лещенко, С. Ротару, Л. Долиной. Большой популярностью пользуется у зрителей России передачи телеканала «Культура», произведения деятелей искусства России, получившие признание в мире.
Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными уровнями интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры. Поэтому вряд ли кто-нибудь, обладая развитым эстетическим сознанием, отнесет произведения Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Пушкина, Л.Толстого, М.Шолохова, Ч. Айтматова, Р. Гамзатова к «массовой культуре», исходя из широкой популярности их не только в России, но и в Европе и мире.
Негативное выражение понятия-смысла «массовая культура» заключается в том, что умной, высокообразованной части населения страны и молодежи преподносится нечто усредненное, рассчитанное на подсознание, а не на душу и сознание молодого поколения.
Не меньшее влияние технические средства оказывают и на распространение классического наследия музыкальной культуры. Новейшие достижения звукозаписи и ее воспроизведение делают более разнообразными акустические выразительные средства и процесс восприятия.
Говоря о проблемах эстетического воспитания молодежи, следует отметить, что сегодняшняя ситуация в культуре порождает множество вопросов. Кто защитит интересы потребителя культурных ценностей? Кто оградит его от произвола и торгашеской экспансии предпринимателей от «масскульта»? Кто станет компетентным и заинтересованным проводником его подлинных интересов в развитии культуры? Кто, наконец, защитит его от уродливой коммерциализации и духовной деградации в условиях Дагестана?
Для того чтобы существенно повысить уровень эстетического и нравственного сознания, художественных вкусов молодежи, следует бережно относиться к культурному наследию отечественного и мирового искусства, а не пытаться тянуть высокообразованное молодое поколение вниз, к чему-то упрощенному. Не секрет, что формируемое «массовой культурой» пассивное некритичное восприятие искусства стимулирует ограниченность, эрозию художественных вкусов, одновременно поощряет агрессивную хватку, умение делать деньги любыми средствами.
Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составными частями духовной культуры, наряду с экономической, политической, нравственной, правовой культурой общества. От их наличия и степени развития зависит и уровень интеллигентности, творческой направленности деятельности личности во всех социальных сферах общества.
От уровня развития эстетического сознания, вкусов личности зависят способности человека воспринимать и ценить красоту родной природы, преобразовывать ее по «законам красоты», сохранять ее в экологической чистоте. С умением сохранять то прекрасное, что создано прошлыми поколениями, связывают сегодня прогресс общества, всего человечества. А в межличностных отношениях, в семье и обществе выше всего оценивается нравственная культура личности, справедливость, доброта, красота как гуманные общечеловеческие качества человека.
Социологические исследования, проведенные среди учащихся школ и студентов вузов, показывают, что там, где уделяется серьезное внимание внешкольной работе по привлечению учащейся молодежи в различные кружки любителей искусства -живописи, музыки, хореографии, традициям декоративно-прикладного искусства народов
Дагестана, преступность сокращается на 50%. Участие учащихся сельских школ, центров декоративно-прикладного искусства народов Дагестана в республиканских и всероссийских конкурсах показывает рост эстетического сознания молодежи, несет на себе печать самобытности и оригинальности традиций развития декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.
Важное место в учебном процессе занимает привлечение студенческой молодежи к научно-исследовательской работе в области культуры, эстетики, искусства, этикета, используя в этих целях обсуждение научных докладов, рефератов, проведение семинаров, диспутов. Такая работа способствует преодолению пробелов последних лет, допущенных в системе национального высшего образования, о чем говорится в документах ЮНЕСКО, посвященных анализу кризисного состояния национальных систем образования, ослабления духовно-нравственных и эстетических традиций подготовки молодых специалистов. Необходимость преодоления оторванности системы образования от нравственного и эстетического воспитания является актуальной в современных условиях задачей.
Замечательный дагестанский историк Расул Магомедов писал, что «в традиционной культуре народов Дагестана нет ни одной случайной детали. Все в межличностных отношениях направлено на то, чтобы не задеть достоинство человека, стремясь удерживать его около себя ненавязчиво, не нарушая права на свободу выражения мысли и действий человека, включая иноземного чужеземца».
Учитывая негативное воздействие «массовой культуры» на этническую культуру в мире, особенно культуру малых народов, в предисловии к докладу международной комиссии по образованию, представленной ЮНЕСКО при ООН, говорится: «О серьезных рисках современного варианта глобализации, при котором все богатство и традиции, свойственные национальной культуре, при отсутствии необходимых мер предосторожности подвергаются опасности забвения и утраты». Поэтому сохранение этнических национальных культур в условиях глобализации образования и культуры имеет огромное значение для малых народов и народностей.