X
05:45 27.08.2009

«Массовая культура» — культура ли это?

Радикальные социальные изменения, произошедшие в нашей стране в течение последних десятилетий XX и начала XXI веков, столкнули российское общество с такими культурными формами, которые ранее были нам не известны. В советском обществе буржуазную «массовую культуру» рассматривали как свидетельство деградации капитализма. Теперь «массовая культура» стала и нашей бедой. Часть искусствоведов старается заклеймить ее, а другая, ее создающая, поет дифирамбы этому явлению. Между тем, до сегодняшнего дня нет единого мнения относительно того, стала ли массовая культура частью культуры или является контркультурой?

Специалисты считают, что «массовую культуру» сегодня потребляют все независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Сегодня многие киностудии, телеканалы, эстрадные коллективы, сфера индустрии развлечений и в нашей стране связаны с бизнесом, коммерцией, что определяет содержание издаваемых произведений литературы, выпускаемых телефильмов, развлекательных программ, эстрадных концертов, транслируемых через телевидение.

В свою очередь потребителями этой продукции становится массовая, многомиллионная аудитория стадионов, концертных залов, собирающаяся у телевизионных экранов.

В социальном плане «массовая культура» формирует стандартный образ жизни, потребительские вкусы, некритичное восприятие происходящих событий во всех сферах общества.

Массовая культура коренным образом отличается от народного творчества — фольклора и классического искусства — прежде всего своей социальной функцией. Если классическое искусство по природе своей служило и служит целям духовного обогащения личности, росту ее нравственной и эстетической культуры, то массовая культура, напротив, выполняет функции антикультуры, отупляет личность, рассчитана на инстинкты, духовно растлевает молодое поколение. Таким образом, формируется сознание массового потребителя, больше всего заботящегося о собственном благополучии, самовлюбленного типа, проявляющего нетерпимость к иному мнению, но легко управляемого со стороны тех, кому это выгодно.

Коммерциализация всех сфер общества, проведенная в нашей стране на основе приватизации в конце XX столетия, коснулась и сферы духовной культуры, средств «массовой» информации, телевидения. Любая коммерческая фирма сегодня, становясь хозяином купленного на телевидении времени, рекламирует не только свои товары, но и формирует определенный образ жизни людей «общества потребления». Под напором «массовой культуры» и в Дагестане молодое поколение стало терять столетиями формировавшиеся традиции морали, эстетической культуры. Наглядным тому свидетельством являются передачи телеканала ТНТ «Дом-2».

Зачислить то или иное произведение, феномен культуры в разряд «массовый», исходя из широкого его распространения в народе, неверно. В этом плане понятие «массовая культура» может быть осмыслено и положительно: к популярной музыке, песням, исполняемым талантливыми от природы деятелями искусства, в том числе и к фильмам, созданным выдающимися кинорежиссерами, тянутся миллионы зрителей, слушателей. Наглядным тому примером являются песни, исполняемые М. Магомаевым, И. Кобзоном, Л. Лещенко, С. Ротару, Л. Долиной. Большой популярностью пользуется у зрителей России передачи телеканала «Культура», произведения деятелей искусства России, получившие признание в мире.

Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными уровнями интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры. Поэтому вряд ли кто-нибудь, обладая развитым эстетическим сознанием, отнесет произведения Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Пушкина, Л.Толстого, М.Шолохова, Ч. Айтматова, Р. Гамзатова к «массовой культуре», исходя из широкой популярности их не только в России, но и в Европе и мире.

Негативное выражение понятия-смысла «массовая культура» заключается в том, что умной, высокообразованной части населения страны и молодежи преподносится нечто усредненное, рассчитанное на подсознание, а не на душу и сознание молодого поколения.

Не меньшее влияние технические средства оказывают и на распространение классического наследия музыкальной культуры. Новейшие достижения звукозаписи и ее воспроизведение делают более разнообразными акустические выразительные средства и процесс восприятия.

Говоря о проблемах эстетического воспитания молодежи, следует отметить, что сегодняшняя ситуация в культуре порождает множество вопросов. Кто защитит интересы потребителя культурных ценностей? Кто оградит его от произвола и торгашеской экспансии предпринимателей от «масскульта»? Кто станет компетентным и заинтересованным проводником его подлинных интересов в развитии культуры? Кто, наконец, защитит его от уродливой коммерциализации и духовной деградации в условиях Дагестана?

Для того чтобы существенно повысить уровень эстетического и нравственного сознания, художественных вкусов молодежи, следует бережно относиться к культурному наследию отечественного и мирового искусства, а не пытаться тянуть высокообразованное молодое поколение вниз, к чему-то упрощенному. Не секрет, что формируемое «массовой культурой» пассивное некритичное восприятие искусства стимулирует ограниченность, эрозию художественных вкусов, одновременно поощряет агрессивную хватку, умение делать деньги любыми средствами.

Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составными частями духовной культуры, наряду с экономической, политической, нравственной, правовой культурой общества. От их наличия и степени развития зависит и уровень интеллигентности, творческой направленности деятельности личности во всех социальных сферах общества.

От уровня развития эстетического сознания, вкусов личности зависят способности человека воспринимать и ценить красоту родной природы, преобразовывать ее по «законам красоты», сохранять ее в экологической чистоте. С умением сохранять то прекрасное, что создано прошлыми поколениями, связывают сегодня прогресс общества, всего человечества. А в межличностных отношениях, в семье и обществе выше всего оценивается нравственная культура личности, справедливость, доброта, красота как гуманные общечеловеческие качества человека.

Социологические исследования, проведенные среди учащихся школ и студентов вузов, показывают, что там, где уделяется серьезное внимание внешкольной работе по привлечению учащейся молодежи в различные кружки любителей искусства -живописи, музыки, хореографии, традициям декоративно-прикладного искусства народов

Дагестана, преступность сокращается на 50%. Участие учащихся сельских школ, центров декоративно-прикладного искусства народов Дагестана в республиканских и всероссийских конкурсах показывает рост эстетического сознания молодежи, несет на себе печать самобытности и оригинальности традиций развития декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Важное место в учебном процессе занимает привлечение студенческой молодежи к научно-исследовательской работе в области культуры, эстетики, искусства, этикета, используя в этих целях обсуждение научных докладов, рефератов, проведение семинаров, диспутов. Такая работа способствует преодолению пробелов последних лет, допущенных в системе национального высшего образования, о чем говорится в документах ЮНЕСКО, посвященных анализу кризисного состояния национальных систем образования, ослабления духовно-нравственных и эстетических традиций подготовки молодых специалистов. Необходимость преодоления оторванности системы образования от нравственного и эстетического воспитания является актуальной в современных условиях задачей.

Замечательный дагестанский историк Расул Магомедов писал, что «в традиционной культуре народов Дагестана нет ни одной случайной детали. Все в межличностных отношениях направлено на то, чтобы не задеть достоинство человека, стремясь удерживать его около себя ненавязчиво, не нарушая права на свободу выражения мысли и действий человека, включая иноземного чужеземца».

Учитывая негативное воздействие «массовой культуры» на этническую культуру в мире, особенно культуру малых народов, в предисловии к докладу международной комиссии по образованию, представленной ЮНЕСКО при ООН, говорится: «О серьезных рисках современного варианта глобализации, при котором все богатство и традиции, свойственные национальной культуре, при отсутствии необходимых мер предосторожности подвергаются опасности забвения и утраты». Поэтому сохранение этнических национальных культур в условиях глобализации образования и культуры имеет огромное значение для малых народов и народностей.

 

Статьи из «Общество»

Победе посвящается

4
Трудно переоценить роль женщины в жизни общества, особенно в те моменты, когда оно больше...

Георгиевская лента: «Я помню, я горжусь…»

60
Георгиевская лента сегодня является символом...

Орден «Победа»

12
Орден «Победа» – высшая военная награда в СССР и один из самых редких орденов в мире, который...

Сталинград: подвиг народа и его последние свидетели

4
Битва в городе на Волге стала одним...

Акт о капитуляции Германии: как сдавались фашисты

19
Неизбежность краха Германии была...

Последний ужин под Сталинградом

6
Май 1942 года. Война уже давно перестала быть чем-то далеким — она пришла в каждый дом, в каждую семью. В селе Уркарах, как и по всей...

Это нужно живым

4
Далекий 1941 год. Началась Великая Отечественная война, которая понесла за собой страшные...

Будет бульба как у Батьки

80
Дружба народов. Когда-то это понятие было знакомо каждому советскому школьнику. Благодаря...

Вклад бежтинцев в Победу

7
С каждым годом все дальше в историю уходят грозные события Великой Отечественной войны. За истекшие 80 лет зарубцевались раны и притупилась боль, причиненная людям...