От тоннеля из селения Хебда Шамильского района, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль течения Аварского Койсу в сторону аулов Голотль и Хунзаха.
Лет 800 назад здесь проходила одна из веток торговой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам в Чечню. Современная дорога из Махачкалы до села Хебда в несколько раз длиннее, чем до границы с грузинской жемчужиной – Кахетией. А храм расположен на середине пути – между Тбилиси и Махачкалой.
Дорожный указатель со стрелкой 350 м и фотографией указывает место расположения храма.
Выход из ущелья «Хатан-Бугеб-Ккал» (с аварского переводится как «Воскресное ущелье») со старинным арочным мостом, перекинутым через речку, оформлен воротами из дикого камня в грузинском стиле. Тропинка, протоптанная вдоль плетеной изгороди с полудикими садами и свисающими над головой скальными навесами, привела меня к руслу ручья у самой воды. Я увидел храм – место поклонения христиан в былые времена. Стены очищены от надписей, а одна стена – северная – сохранилась как есть, без прикрас, на ней просматриваются следы влаги, но тем не менее при внешней простоте кладка впечатляет совершенством, не подвластным времени.
Далеко не все местные знают о христианском прошлом грузинского зального храма. В устных преданиях говорится, будто эти места в свое время были владением некоего феодала, грузина по рождению. Потом ущелье принадлежало Гидатлю, а после того, как в Гидатль пришел ислам, храм был заброшен, стал убежищем для пастухов.
Попав сюда, я оказался в живописном уголке, где, кроме шума ручья, не слышно даже птичьих голосов. Здесь по-настоящему ощущаешь тишину. Пробираясь через кусты облепихи, я встретил замысловатые образы, созданные природой в скалах. А обойдя храм, был поражен величавым фасадом северной стены над скалой с крутым спуском к ручью, где замерли, когда-то скатившись сюда, огромные валуны. Интересен пьедестал на наклонном срезе скалы выше. Будто каменное громадное гнездо. Может быть, через эту площадку, хорошо просматриваемую с центрального проёма в северной стене храма, шла воображаемая линия к Полярной звезде системы Большой Медведицы. Подумал: а не монахи ли Датуна построили это каменное гнездо и изучали звёзды? Слово «Датуна» – грузинского происхождения и в переводе означает «медведь».
Из летописей и преданий известно, что следов средневекового христианства в Аварии (да и в других областях Дагестана) осталось немало – могилы, кресты, эпиграфика, остатки храмов, да еще легенды о христианских временах. Но известны они в основном историкам и краеведам.
Христианское зодчество средневековой Аварии в целом не исследовано. Причина неизученности архитектурных памятников в том, что они плохо сохранились (с. Ругуджа, Накказух, Заиб), либо были уничтожены, либо перестроены (с. Тадраал, Амитль, Аркас) представителями новой религии – ислама.
– Датунский храм, находящийся недалеко от Гидатлинского общества, у села Датуна – единственный сохранившийся в Аварии памятник средневекового христианского культового зодчества конца Х – начала ХI веков горного Дагестана близ аварского райцентра Хебда (Шамильский район), – пишет историк Патимат Тахнаева, отрывки из книги которой мы приводим ниже.
«… Расположенная внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан-Бугеб-Ккал церковь Датуна возникает неожиданно и издали напоминает небольшой изящный домик, сложенный из аккуратных блоков золотисто-желтого песчаника. Кладка стен выполнена на известковом растворе с толстыми швами, чередующимися широкими и узкими рядами. Стоит церковь на высоком скальном останце, глубокой петлей омываемом с трех сторон маленькой речкой (выходя из ущелья, она впадает в поток Аварского Койсу). Над ее обликом беспощадно поработало время, но еще безжалостнее – наше беспамятство и невежество. Таким в 2000 г., побывав здесь в первый раз, я увидела здание, которое венчала заросшая травой кровля с едва угадывающейся черепицей, стены церкви снаружи были исписаны белой краской местными школьниками. Внутри – закопчённые стены, овечий помет…
О необходимости реставрации уникального архитектурного памятника чиновники от культуры заговорили еще в 1987 г. По просьбе Министерства культуры Республики Дагестан в 1988 г. грузинское Управление по охране памятников даже успело направить экспедицию для обмерных и фиксационных работ Датунской церкви (в нее входили архитекторы-реставраторы М. Андриадзе, П. Нуцубидзе, Т. Габуниа), но материалы проведенных работ так и не востребованы, лишь пополнили личные архивы архитекторов. Я также знала о том, что «Фонд Кавказа» (г. Тбилиси) во главе с его президентом, археологом и известным специалистом по истории христианской культуры на Северном Кавказе, профессором Гиви Гамбашидзе пытался подключиться к этому проекту, предлагая самую разнообразную помощь, вплоть до поставки уникальной черепицы.
Министерство культуры РД в официальном письме благодарило «Фонд Кавказа», извещая в свою очередь, что со своей стороны «не исключает возможности консультаций реставрационных работ с грузинскими специалистами». Министерство культуры РД ведет в Датуне реставрационные работы с 2009 года».