Купить PDF-версию
17:39 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X
09:28 28.06.2024

Менять ли масло в АКПП?

Фраза «На весь срок эксплуатации», указанная в мануалах современных автомобилей относительно замены масла в автоматической коробке перемены передач, вовсе не означает, что ей надо следовать. Хотя бы потому, что этот «весь срок эксплуатации» может быть совершенно разным по нагрузке. Неужели во всех случаях трансмиссионное масло не нужно менять? И «весь срок эксплуатации» – это сколько? Гарантийный период или пока автомобиль не сгниёт?

Ранее существовало мнение, что не следует менять масло в автоматических коробках передач. В настоящее время, несмотря на убедительные заявления производителей о том, что масло в трансмиссии менять не следует, считается, что оно теряет свои свойства примерно через 180 000 километров. Масло ATF (жидкость для автоматических коробок передач) – это трансмиссионное масло, которое имеет состав, оптимизированный под уникальные требования и виды автоматических трансмиссий, будь это вариатор, робот или классический гидромеханический автомат. Вещество отвечает не только за смазку, но и за правильную работу клапанов или муфты гидротрансформатора, расположенных в коробке передач.

Откуда взялось мнение, что масло в АКПП менять не нужно? Лет двадцать назад все автопроизводители рекомендовали менять масло в АКПП с интервалом в 30–60 тысяч километров. Но затем появились электронные системы управления коробками, многократно повысилась приспособляемость трансмиссии к условиям движения и к характеристикам рабочей жидкости. И тогда самые «передовые» производители впервые заявили, что масло отныне больше можно не менять. Впрочем, почтеннейший Mercedes-Benz и его конкуренты по «большой немецкой тройке», Audi и BMW, всё же оговаривали замену масла при тяжелых условиях эксплуатации. Это городское движение в жарких погодных условиях, использование в горных районах, частая транспортировка прицепов, быстрая езда.

Автопроизводители не дают однозначного ответа на вопрос, когда необходимо менять рабочую жидкость в автоматической коробке передач. В течение первых 120 тысяч километров пробега прикасаться к коробке под страхом лишения гарантийных обязательств даже запрещено. Однако после трехлетнего срока службы водитель может действовать на свой страх и риск. Практика убедительно доказала: масло менять необходимо, причем, по регламенту, заранее.

Стоит иногда заглядывать в картер АКПП, чтобы убедиться, что в масле нет металлической стружки, даже в том случае, когда контрольного щупа проверки уровня масла и вовсе нет. Если стружка есть на магнитах, готовьтесь к капремонту – в узле есть паразитное трение и повышенный износ.

В случаях, когда состояние старого масла в коробке говорит о серьезном износе конструкции, а ее поведение внушает опасения, стоит совместить замену масла с чисткой и тестированием гидроблока, а также заменой прокладок. Фактически это уже не замена масла, а ремонт коробки, но основным фактором «выздоровления» в этом случае послужит именно замена рабочей жидкости с устранением негативных факторов замены. Это чаще применяется в случае с продольно расположенными агрегатами с нижним расположением гидроблока (немецкие). Иногда после таких действий по замене и чистке состояние «автомата» приходит в норму, но сами мастера вполголоса соглашаются, что шансы невелики. В лучшем случае будет минимальное улучшение ситуации или… полный выход коробки из строя.

Если замена масла никогда не производилась, дальнейшая судьба автоматической коробки предрешена. Изношенная коробка часто вполне прилично работает на масле с фрикционной крошкой, а при полной замене масла на свежее, более скользкое и с полным пакетом моющих и противозадирных присадок, уже не держат фрикционы, соленоиды перестают держать давление, а моющие присадки смывают весь шлам в тонкие каналы гидроблока. Параллельно с этим полное давление маслонасоса вышибает прокладки, и вот уже машина перемещается на эвакуаторе в сторону «коробочного» сервиса. Если поменять масло, она, скорее всего, вый­дет из строя. Если не менять, то тоже выйдет. Многие выбирают второй вариант: тогда остается только надеяться, чтобы остаточного ресурса АКПП хватило, до того, как успеть продать машину следующему владельцу.

Экологическое лобби и маркетологи не на вашей стороне, они мало заинтересованы в долгой эксплуатации автомобиля. Как, впрочем, и еще множество других людей. Меняйте масло без фанатизма, но чем активнее вы водите, чем чаще стоите в пробках и чем горячее ваш мотор, – тем чаще. Срок старения масла зависит от температуры работы и рабочих условий. Необязательно полностью, можно частично, поэтапно. Главное, делайте это тогда, когда ваша автоматическая коробка передач еще жива.

Статьи из «Колесо»

«Капитану» море не нужно

10
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

18
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

9
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...

В России ищут пути снижения ДТП

16
План по повышению безопасности движения обсудили на панельных дискуссиях в рамках выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге,...

Карт – ступень к «Формуле-1»

4
Гонки на небольших, легких и маневренных спортивных автомобилях с открытыми колесами,...

«Китайцы» теснят Ладу?

11
В сентябре китайский кроссовер Haval Jolion стал самым продаваемым автомобилем в Москве,...

Судьба легенды

8
Чуть ли не ежедневно прохожу мимо легендарной машины моего детства – Москвича 412. Он...

Свой руль ближе к рукам

12
Продукция белорусских машиностроителей известна практически во всём мире. Карьерные...

Байкеры закрыли мотосезон

11
В Дагестане состоялось официальное закрытие очередного ежегодного мотосезона....