МФЦ: удобно и быстро
До недавнего времени получить ту или иную услугу государственных или муниципальных структур было непросто. Как минимум необходимо было выстаивать очереди у чиновничьих кабинетов. С запуска проекта МФЦ всё существенно преобразилось. Сегодня в Дагестане функционируют 58 МФЦ и 431 его территориально обособленное структурное подразделение. Доступ к получению услуг по принципу «одного окна» имеют 97 % населения. Люди избавлены от необходимости посещения целого ряда государственных учреждений.
Заметим, все центры оформлены по общероссийскому бренду «Мои Документы», отвечают стандарту комфортности и доступности. В них нет сутолоки, так как практика электронной очереди это в принципе исключает. Посетители могут воспользоваться терминалами доступа к порталу госуслуг или для оплаты госпошлин и налогов, есть банкоматы. Неудивительно, что статистика показывает, что ежедневно МФЦ республики оказывают населению более 12 тыс. услуг – это 3 млн 492 тыс. за 2022 год.
Радует то, что их перечень весьма обширный. Ныне оказывается 399 услуг, в том числе 69 федеральных, 131 республиканская, 75 муниципальных, 124 дополнительных и сопутствующих.
Согласно информации руководителя ГАУ РД «МФЦ в РД» Магомедэмина Арсланалиева, озвученной им на коллегии Министерства экономики и территориального развития РД, плановые показатели деятельности Центра по итогам 2022 года перевыполнены на 63,7 %, что свидетельствует о высокой его востребованности. При этом, по данным федеральной системы «Мониторинг качества предоставления государственных услуг», удовлетворенность граждан работой МФЦ РД составляет 99,75 %, а средняя оценка – 4,7 балла.
Наиболее востребованными остаются услуги ФНС России (1 644 666 услуг), Управления Росреестра по РД (264 708), Министерства внутренних дел России (392 104) и Отделения Пенсионного фонда России (313 594). Значительно уступают им органы местного самоуправления (79 330). Из республиканских структур в лидерах Министерство труда и социального развития РД, которое оказало дагестанцам в 2022 году 189 541 услугу.
Сотрудники МФЦ ведут консультирование граждан о порядке и способах обращения за услугами в электронном виде и об информировании о стадиях их оказания. Всего за прошлый год поступило более 500 тысяч звонков. Обращения эти, со слов М. Арсланалиева, зачастую обусловлены нарушениями сроков оказания услуг со стороны уполномоченных органов.
Хорошим подспорьем для предпринимателей стало открытие на площадках сети центров четырех бизнес-зон. Кроме того, в целях снижения административных барьеров и повышения инвестиционной привлекательности региона реализуется приоритетное направление «МФЦ для Бизнеса». В частности организована комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и по данному направлению сформирован перечень из 187 услуг.
Бизнес-зоны функционируют в Ленинском и Советском районах Махачкалы, а также в Дербенте и Хасавюрте. В остальных центрах открыты бизнес-окна. Теперь предприниматели могут в МФЦ зарегистрировать ИП или юридическое лицо, оформить различные виды субсидий и гранты, направленные на поддержку малого бизнеса, получить разрешение на перевозку пассажиров, открыть лицевой счёт и многое другое.
Реализация проекта «Стоп Бумага» позволила полностью перейти на электронный документооборот между МФЦ и территориальными отделами Росреестра, что существенно сократило сроки кадастрового учета и госрегистрации права собственности. Есть возможность подать через МФЦ заявление по федеральному проекту «Социальная догазификация» или на открытие лицевых счетов для физических и юридических лиц на получение услуг от ПАО «Россети Северный Кавказ». Сокращены также сроки выдачи водительских удостоверений с 15 до 3 рабочих дней.
Одним из самых значимых остаётся совместный проект Центра с Минтруда РД по оптимизации процедур и сроков оказания мер социальной поддержки граждан. Магомедэмин Арсланалиев убежден, что нужно и дальше совершенствовать механизмы поддержки населения. В частности предлагается снизить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату ЖКУ с 22 % вплоть до нуля для одиноких и неработающих пенсионеров. И подобную инициативу, конечно, можно только приветствовать.