X

Мир на ладони

Люблю осень. Глаза требуют красок, душа – отдыха. И даже далеко ехать не надо, достаточно забраться на Буйнакский перевал. Этот перевал для меня – первый портал в Дагестане: будто тебя выдернули из привычного места обитания и перенесли в другую точку планеты, откуда весь мир как на ладони. Ну или половина Махачкалы.

На перевале чувствуешь себя свободнее. Не все знают, что здесь стоит памятник первым строителям шоссе Порт-Петровск – Темир-Хан-Шура. Вкратце изложена его история: «Шоссе сооружено с 1864 по 1869 годы при его императорском высочестве главнокомандующем армией государе великом Михаиле Николаевиче, при командующем войсками генерал-адъютанта князе Меликове, начальнике управления путей сообщения Кавказа, инженере генерал-майоре Бликсе, начальнике шоссе, инженере, статском советнике Бениславском. Разработка полотна произведена жителями Северного Дагестана по наряду, производителем работ был инженер коллежский асессор Билинский, мастер Спиров 1871 г.». У памятника принято фотографироваться.

Серпантин кажется бесконечным. И чем выше мы поднимаемся или чем ниже спускаемся, картины за окном сменяют друг друга как в ленте социальных сетей.

Вид сверху: тонким прозрачным покрывалом застелил туман все еще зеленую долину, окантованную чередой гор. Какие-то кажутся совсем близко, за их спинами пытаются спрятаться другие, но макушки, уходящие в небо, предательски их сдают. Горы, как стражники, стоят друг за другом в несколько рядов. Я проезжала отсюда много раз, но ощущения будто впервые. Эти пейзажи за окном, эти пожелтевшие картины ноября не перестают волновать. В стороне густеют тучи. Сквозь туман внизу за перевалом тянется длинная дорога… Дорога, ведущая в другой портал.

Другой портал – тоннель, соединяющий Буйнакский район с горами. О нем рассказывают туристам как об одной из достопримечательностей Дагестана. В свободных источниках говорится, что Гимринский автодорожный тоннель – самый длинный на территории России. Благодаря строительству тоннеля была обеспечена бесперебойная транспортная связь с Ирганайской ГЭС, а также между девятью районами Дагестана и железной дорогой… Протяженность его 4304 метра. Открыли тоннель в 2012 году, а строительство начали еще в 1979-м. И люди стали добираться до своих сел раньше на несколько часов.

За тоннелем тебя со всех сторон окружают скалы и вечно зеленые горы, море гор… Это растут ёлки. Потом начинается большая изумрудная вода Ирганайского водохранилища, встречаются две сестры – Андийское и Аварское Койсу. Надо обязательно сфотографироваться… Эти ощущения от дороги, видов хочется сохранить в себе, законсервировать навсегда, чтобы, если вдруг сыро и уныло, заглянул внутрь, а это все живет в тебе.

Позади остались десятки, сотни дорог, а кругом все еще горы. Это на первый взгляд они все одинаковые, на самом деле разные и не похожи друг на друга. Иногда с этих гор, как слезы, катятся водопады. С небольшого ручейка начинается река, ну а водопад, говорят, тоже начинается с небольшого ручейка, который встретил на своем пути уступ. Если брать в мировых масштабах, конечно, первым на ум приходит Ниагарский водопад. А если речь заходит о Дагестане? О каком водопаде подумали вы?

У каждого из нас он свой. И никто точно не знает, сколько всего в республике водопадов. Специалисты сходятся во мнении, что их за тысячу! Грандиозные и не очень, пугающие и завораживающие, недоступные и знакомые. К сожалению, не все они изучены. О высоте многих из них ведутся споры, часть этих уникальных достопримечательностей и вовсе не отмечена на карте республики.

Снова впереди тоннель. Каждый раз, попадая внутрь, мне кажется, что вторгаюсь в другое измерение. И тут начинаешь вспоминать что-то из давно забытого мистического и непременно делиться с попутчиком: «Говорят же, что наша планета посещалась и посещается инопланетными кораблями и они имеют на Земле свои подземные базы, а вдруг они прямо под тобой?!». А вот еще в интернете пишут: «…В свою очередь уфологи Кавказского региона открыли сеть тоннелей под хребтом Уварова, находящихся напротив горы Арус. В ходе экспедиции в районе Краснодара также было зафиксировано ответвление от основной ветки, направленное на Каспий. Однако участники экспедиции не представили более детального отчета…».

Времени на разговоры в дороге хватает, но лучше любоваться и говорить о реальном, историческом. Вот, например, есть у нас и так называемый Царский тоннель. Александр II 150 лет назад совершил путешествие по Дагестану. В маршрут российского государя входил и Гунибский район. В открытых источниках говорится, что Гунибский или Царский тоннель строили в 1866–1867 годах. Длина его 103 метра, высота 6 метров, ширина 4 метра. Как сообщается в свободных источниках, «тоннель был проруб­лен вручную в стратегических и коммуникационных целях силами русских солдат и местных жителей. Осенью 1871 года император Александр II впервые прибыл в Дагестан в качестве главы Российского государства. После посещения Порт-Петровска и Темирхан-Шуры император прибыл в Гуниб. К его приезду готовились тщательно. В горах проложили дороги, через реки перебросили мосты, а вблизи Гуниба прорубили тоннель прямо в скале. Тоннель пробит под одной из вершин Гунибского плато, называемой Калигег, и позволяет кратчайшим путем пройти через гору Гуниб из долины Кара-Койсу в долину Аварского Койсу и далее в Хунзах.

Строился он в первую очередь из соображений безопасности – как запасной выход из Гуниба. Кроме того, существовало суеверие: царским персонам дважды проходить по одной и той же дороге негоже. Перед тем как войти в тоннель, царская процессия пересела из экипажей на верховых лошадей и по крутому спуску отправилась дальше, к Карадахской теснине. После Кавказской войны солдаты добывали здесь горючий сланец для гарнизона, стоявшего в Гунибе. На ишаках и подводах в Карадахское предмостное укрепление, что на Аварском Койсу, ежегодно доставляли до 80 тысяч пудов топлива, добытого в ущелье»…

Похожие

Давай отправимся в Ахвах

115
Из открытого окна доносится приятная музыка, затем ее сменяют стихи на аварском языке. Так в...

Покуда вертится Земля!

82
Поездка была плановой. Погода стояла ясная, виды, особенно после Гимринского хребта,...

В начале пути

21
Сегодня нам трудно представить жизнь без железных дорог. При том, что миллион россиян пользуются авиасообщением, еще больше людей передвигаются по современным...

Один на один с Гамсутлем

489
Дом построил, сыновей вырастил, деревья посадил. Должно быть еще что-то. Что-то вечное,...

Жизнь продолжается

213
Вспышка коронавирусной инфекции затронула в той или иной степени каждого человека. В...

Мосты, дороги, акведуки

82
Горы, море, реки, ущелья, водопады – все это создано природой. Есть у нас другие не менее...

Объяснение в любви Дербенту

169
Дербент – колыбель трёх религий, город зодчества и изысканного ковроделия. Город моей...

Уважая традиции предков

64
Дагестан – это не только Cтрана гор, но и Cтрана языков». Слившись в один многонациональный народ, на территории Дагестана живут около 30 народов – аварцы, даргинцы,...

Воспитание горца

263
Удивительно, но, по древним религиозным представлениям кавказских народов, земная твердь...

Статьи из «Дагестан туристический»

Гостеприимства нам не занимать

12
Помните ставшее историческим выражение: «Король умер, да...

Дагестан всегда открыт

47
Балхарские изделия и творения кубачинских мастеров, вязаные джурабы лезгинских масте­риц и...

Путешествие – уже праздник

18
Сегодня более чем в 150 странах мира отмечается Всемирный день туризма. Это действительно...

Когда мечты сбываются

225
В начале года большая и дружная семья Солодовниковых из Краснодарского края на выставке...

Разместил туристов – заплати налог

192
Развитие туризма в Дагестане возможно лишь при условии,...

Красоты с доставкой на дом

11
Чем привлекает Дагестан туристов? Ответ прост: разнообразием. Здесь и ветер гуляет по степям....

Аудиогид подскажет

23
К середине мая турпоток в Дагестан составил около 500 тысяч человек, что выше аналогичного...

Поехали в Балхар!

103
Солнечный луч, нагло проигнорировав жалюзи на окнах, скользнул в комнату и пробежался по...

Забег удался!

28
Туристический сезон 2024 года в Дагестане официально открыт! И весьма символично, что старт...

Тайны Махачкалы

120
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...