Мир на ладони
Люблю осень. Глаза требуют красок, душа – отдыха. И даже далеко ехать не надо, достаточно забраться на Буйнакский перевал. Этот перевал для меня – первый портал в Дагестане: будто тебя выдернули из привычного места обитания и перенесли в другую точку планеты, откуда весь мир как на ладони. Ну или половина Махачкалы.
На перевале чувствуешь себя свободнее. Не все знают, что здесь стоит памятник первым строителям шоссе Порт-Петровск – Темир-Хан-Шура. Вкратце изложена его история: «Шоссе сооружено с 1864 по 1869 годы при его императорском высочестве главнокомандующем армией государе великом Михаиле Николаевиче, при командующем войсками генерал-адъютанта князе Меликове, начальнике управления путей сообщения Кавказа, инженере генерал-майоре Бликсе, начальнике шоссе, инженере, статском советнике Бениславском. Разработка полотна произведена жителями Северного Дагестана по наряду, производителем работ был инженер коллежский асессор Билинский, мастер Спиров 1871 г.». У памятника принято фотографироваться.
Серпантин кажется бесконечным. И чем выше мы поднимаемся или чем ниже спускаемся, картины за окном сменяют друг друга как в ленте социальных сетей.
Вид сверху: тонким прозрачным покрывалом застелил туман все еще зеленую долину, окантованную чередой гор. Какие-то кажутся совсем близко, за их спинами пытаются спрятаться другие, но макушки, уходящие в небо, предательски их сдают. Горы, как стражники, стоят друг за другом в несколько рядов. Я проезжала отсюда много раз, но ощущения будто впервые. Эти пейзажи за окном, эти пожелтевшие картины ноября не перестают волновать. В стороне густеют тучи. Сквозь туман внизу за перевалом тянется длинная дорога… Дорога, ведущая в другой портал.
Другой портал – тоннель, соединяющий Буйнакский район с горами. О нем рассказывают туристам как об одной из достопримечательностей Дагестана. В свободных источниках говорится, что Гимринский автодорожный тоннель – самый длинный на территории России. Благодаря строительству тоннеля была обеспечена бесперебойная транспортная связь с Ирганайской ГЭС, а также между девятью районами Дагестана и железной дорогой… Протяженность его 4304 метра. Открыли тоннель в 2012 году, а строительство начали еще в 1979-м. И люди стали добираться до своих сел раньше на несколько часов.
За тоннелем тебя со всех сторон окружают скалы и вечно зеленые горы, море гор… Это растут ёлки. Потом начинается большая изумрудная вода Ирганайского водохранилища, встречаются две сестры – Андийское и Аварское Койсу. Надо обязательно сфотографироваться… Эти ощущения от дороги, видов хочется сохранить в себе, законсервировать навсегда, чтобы, если вдруг сыро и уныло, заглянул внутрь, а это все живет в тебе.
Позади остались десятки, сотни дорог, а кругом все еще горы. Это на первый взгляд они все одинаковые, на самом деле разные и не похожи друг на друга. Иногда с этих гор, как слезы, катятся водопады. С небольшого ручейка начинается река, ну а водопад, говорят, тоже начинается с небольшого ручейка, который встретил на своем пути уступ. Если брать в мировых масштабах, конечно, первым на ум приходит Ниагарский водопад. А если речь заходит о Дагестане? О каком водопаде подумали вы?
У каждого из нас он свой. И никто точно не знает, сколько всего в республике водопадов. Специалисты сходятся во мнении, что их за тысячу! Грандиозные и не очень, пугающие и завораживающие, недоступные и знакомые. К сожалению, не все они изучены. О высоте многих из них ведутся споры, часть этих уникальных достопримечательностей и вовсе не отмечена на карте республики.
Снова впереди тоннель. Каждый раз, попадая внутрь, мне кажется, что вторгаюсь в другое измерение. И тут начинаешь вспоминать что-то из давно забытого мистического и непременно делиться с попутчиком: «Говорят же, что наша планета посещалась и посещается инопланетными кораблями и они имеют на Земле свои подземные базы, а вдруг они прямо под тобой?!». А вот еще в интернете пишут: «…В свою очередь уфологи Кавказского региона открыли сеть тоннелей под хребтом Уварова, находящихся напротив горы Арус. В ходе экспедиции в районе Краснодара также было зафиксировано ответвление от основной ветки, направленное на Каспий. Однако участники экспедиции не представили более детального отчета…».
Времени на разговоры в дороге хватает, но лучше любоваться и говорить о реальном, историческом. Вот, например, есть у нас и так называемый Царский тоннель. Александр II 150 лет назад совершил путешествие по Дагестану. В маршрут российского государя входил и Гунибский район. В открытых источниках говорится, что Гунибский или Царский тоннель строили в 1866–1867 годах. Длина его 103 метра, высота 6 метров, ширина 4 метра. Как сообщается в свободных источниках, «тоннель был прорублен вручную в стратегических и коммуникационных целях силами русских солдат и местных жителей. Осенью 1871 года император Александр II впервые прибыл в Дагестан в качестве главы Российского государства. После посещения Порт-Петровска и Темирхан-Шуры император прибыл в Гуниб. К его приезду готовились тщательно. В горах проложили дороги, через реки перебросили мосты, а вблизи Гуниба прорубили тоннель прямо в скале. Тоннель пробит под одной из вершин Гунибского плато, называемой Калигег, и позволяет кратчайшим путем пройти через гору Гуниб из долины Кара-Койсу в долину Аварского Койсу и далее в Хунзах.
Строился он в первую очередь из соображений безопасности – как запасной выход из Гуниба. Кроме того, существовало суеверие: царским персонам дважды проходить по одной и той же дороге негоже. Перед тем как войти в тоннель, царская процессия пересела из экипажей на верховых лошадей и по крутому спуску отправилась дальше, к Карадахской теснине. После Кавказской войны солдаты добывали здесь горючий сланец для гарнизона, стоявшего в Гунибе. На ишаках и подводах в Карадахское предмостное укрепление, что на Аварском Койсу, ежегодно доставляли до 80 тысяч пудов топлива, добытого в ущелье»…