Магомед Курбанов родился в 1916 году в селении Нижнее Казанище. Интерес к театру в нем проснулся рано, по свидетельству современников, он не пропускал ни одного спектакля, когда в село приезжал Кумыкский театр. Бывало, что влюбленный в сценическое искусство юноша специально ездил в Буйнакск, чтобы еще и еще раз насладиться любимыми спектаклями. Возвращаться домой ему приходилось пешком. Нередко и зимой. Путь неблизкий, зато было время мысленно перебрать все яркие эпизоды и роли, которые переполняли его сердце и душу.
После окончания десятилетки в 1934 году Магомед решается попробовать себя на театральном поприще. Администрация Кумыкского театра, куда он обратился с просьбой принять его на работу, дает на это свое согласие, и с октября 1934 года 17-летний Магомед Курбанов становится актером. Отсутствующие у него специальное образование, опыт и мастерство компенсировались ярким природным талантом и, главное, безграничной любовью к сцене, к искусству перевоплощения и создания живых и убедительных образов.
Фото dg55.mycdn.me
В 1938 году Курбанов написал пьесу «Молла Насрутдин», которая вскоре была поставлена на сцене родного театра и стала любимым спектаклем кумыкского зрителя на долгие годы. Это был подлинный шедевр. Успех спектакля был столь велик, что мог бы вскружить голову любому начинающему драматургу. Но только не Магомеду Курбанову: он как был, переступая порог театра, скромным, тихим, предупредительным парнем, таким и оставался всегда. Да и радостью своего успешного дебюта он наслаждался недолго — началась Великая Отечественная война. Между безопасной работой в театре, которую ему предлагали, и грозившей каждую минуту смертью борьбой за свободу, за само существование Родины он выбрал второе и отправился добровольцем на фронт. Магомед Курбанов погиб в одной из битв самого тяжелого в Великой Отечественной войне 1942 года.
«Молла Насрутдин» — единственная пьеса Курбанова, но она обессмертила его имя. Герой этой пьесы так же, как и сам Магомед, убежденный борец за справедливость, плоть от плоти народа, воплощение его стойкости, жизнелюбия и юмора. Это собирательный образ, архетип, кочующий из века в век и из анекдота в анекдот. Но Курбанов сумел собрать воедино самые яркие черты этого никогда не унывающего острослова, заступника народа и создать цельный и убедительный образ, навсегда завладевший воображением зрителя. А театральная афиша, где он изображен верхом на осле, написанная художником Н. Лаковым, по сей день обладает такой притягательной силой, что увидевший ее непременно хочет попасть и на сам спектакль.
Премьера спектакля состоялась в дождливый осенний день 1939 года. Были опасения, что погода остудит пыл театралов. Однако, к удивлению всех работников Кумыкского театра, к началу спектакля в зале яблоку негде было упасть! Уже с первых минут представления в нем царило оживление, а когда на сцене появился Молла Насрутдин на своем ослике, раздался гром аплодисментов, смех, подбадривающие восклицания… Актерам, конечно, был приятен такой прием, но в то же время это затрудняло игру, поскольку смех и аплодисменты были слишком часты и слишком бурны. А когда спектакль закончился и занавес медленно закрыл сцену, зрители вновь и вновь вызывали артистов на бис. Раздались крики: «Автора! Автора!» Так всем хотелось посмотреть на человека, который подарил два часа истинного удовольствия. Коллеги за руку вывели смущавшегося Курбанова, который, стоя в центре сцены, кланялся во все стороны и благодарил всех со слезами на глазах. Тот, кому повезло пережить такое, может назвать себя счастливым человеком без всякого преувеличения.
С тех пор прошло много лет. Магомеда Курбанова нет среди нас, но спектакль его жив, он остается любимым зрелищем дагестанцев. В этом году «Молла Насрутдин» будет праздновать 77-летие на сцене Кумыкского театра! Это ли не памятник его создателю, талантливому драматургу Магомеду Курбанову?! Глядя на такое сценическое долголетие и неизменный успех, невольно задаешься вопросом: «А в чем его секрет?» Ответ прост: герои пьесы (Молла Насрутдин, Жумайсат, Старшина, Чавуш, Бёрю и другие) взяты прямо из народа, из самой гущи его кипучей и созидательной жизни. Об этом свидетельствует и тот успех, который спектакль имел в Баку, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Грозном, Нальчике. А в селениях, куда Кумыкский театр возил из года в год этот спектакль, его встречали и вовсе с восторгом.
Ныне «Молла Насрутдин» входит в золотой фонд Кумыксого театра. Переводя текст на родные языки, ставят его на своих сценах и многие другие театры республики. Из года в год зрители с нетерпением ждут проказ великого мудреца и острослова Моллы Насрутдина.