Купить PDF-версию
X
08:43 05.08.2022

Море, которое сближает

Каспийское море называют морем дружбы и сотрудничества. Все существовавшие спорные вопросы, связанные с регулированием межгосударственных отношений в этой морской акватории, были решены за столом переговоров, хотя это заняло немало времени и потребовало значительных усилий от политического руководства государств Прикаспийского региона.

До 1991 года этим морем владели СССР и Иран, при этом никаких спорных вопросов между ними не возникало. Но после распада Союза на карте появились новые прикаспийские государства, чьи интересы приходилось учитывать. Переговорный процесс между странами «Каспийской пятёрки» – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана – начался в 1996 году и закончился в 2018 году подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Документ окончательно закрепил границы зон влияния каждого из пяти государств Каспийского региона, чётко зарегламентировал режим судоходства и рыболовства, а также прописал принципы военно-политического взаимодействия стран-участниц.

Тем не менее никто из прикаспийских государств не собирается отказываться от военного присутствия на Каспии. Наоборот, ВМФ этих стран усиливают численность и боевую мощь своих группировок. Но пока взаимоотношения носят подчёркнуто дружелюбный характер. Военные корабли ежегодно заходят в порты друг друга. Каждый раз российским военным морякам устраивали торжественную встречу. Иностранные военные суда, что заходят в порты Астрахани или Махачкалы, тоже встречают торжественно.

Традиционным событием стал Кубок моря. В нём принимают участие экипажи надводных кораблей России, Казахстана, Азербайджана. Они выполняют боевые упражнения по поражению морских и воздушных целей, плавающих мин. Несколько раз это мероприятие проходило на дагестанском участке российских территориальных вод. Как объявили страны-соседи по Каспию, их главной задачей на Каспии, согласно военной концепции, является противодействие международному терроризму, браконьерству и наркотрафику.

Убедительным свидетельством­ того, что флотилия на Каспии может выполнять серьёзные боевые задачи, стало её участие в военной операции России в Сирии. 20 ноября 2015 года 4 ракетных корабля Каспийской флотилии выполнили пуски 18 крылатых ракет по целям в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо на расстояние более 1500 км.

Подтверждением дружеских связей стал и парад к Дню ВМФ в Каспийске, в котором впервые приняли участие корабли Азербайджана и Ирана.

Парад стал настоящей демонстрацией потенциала Российского ВМФ на Каспии. На нём были представлены ракетные, артиллерийские и пограничные корабли различных проектов, которые имеют мощное вооружение, хорошие мореходные и манёвренные качества. В их числе малый артиллерийский корабль «Волгодонск» – первый корабль проекта «Буян», пограничный сторожевой корабль «Валентин Пикуль», базовый тральщик «Магомед Гаджи­ев», судно контроля физических полей СФП-95, пограничный сторожевой «Бриллиант» – современный проект корабля класса «Охотник», оснащённый новейшими техническими средствами вооружения, а также комплексом для временного базирования вертолёта Ка-226,  ракетный катер «Ступинец», судно размагничивания «СР-933», ракетный корабль «Дагестан».

Как говорится в сообщении пресс-службы Южного военного округа, морские и береговые силы Каспийской флотилии отработали пресечение нарушения государственной границы, проделывание прохода в морском минном заграждении, морской бой с кораблями условного противника, нанесение ракетного удара по важным объектам условного противника, оказание помощи судну, терпящему бедствие, ведение противодесантной обороны, высадку морского тактического десанта, бой за высадку на берегу, фонтаны на воде с подачей воды на лафетные установки спасательных и рейдовых буксиров.

Всего, по данным организаторов праздничных мероприятий, в них приняли участие около 1 тысячи военнослужащих, было задействовано порядка 40 кораб­лей, катеров и судов обеспечения КФл, более 20 единиц военной и специальной техники.

Стоит отметить, что в этом году Каспийской флотилии исполняется 300 лет. Датой её создания принято считать 15 ноября 1722 года, когда указом Петра I был основан военный порт в Астрахани и образована военная флотилия.

Последний саммит лидеров стран «Каспийской пятёрки», состоявшийся в июне в Ашхабаде, обозначил новую веху в истории сотрудничества. Президент России Владимир Путин заявил на нём о проекте нового транспортного коридора «Север – Юг».  Это масштабный проект транспортной артерии протяжённостью 7200 километров – от Санкт-Петербурга до портов Ирана и Индии. И Каспийскому региону отведена роль крупного международного логистического узла.

Сейчас в России реализуется Стратегия развития национальных морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. «Особое внимание уделяем портам Астрахань, Оля и Махачкала», – сказал Владимир Путин, представляя проект на ашхабадском саммите.

По словам исполняющего обязанности генерального директора Махачкалинского морского торгового порта Рустама Керимова, приоритетные задачи сегодня – создание в гавани комфортных условий для импортёров и экспортёров, увеличение контейнерных перевозок, расширение номенклатуры грузов.

Парад стал настоящей демонстрацией потенциала Российского ВМФ на Каспии. На нём были представлены корабли различных проектов, которые имеют мощное вооружение

Республиканские власти представили проект строительства новой автодороги к порту длиной около 6 километров. Стоимость проекта оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Его предполагается реализовать в течение трех лет.

Кроме того, в Махачкалинском порту для ускорения таможенных процедур построят новый морской пункт пропуска через госграницу. Современная техника позволит сканировать товар, не выгружая его. Благодаря этому скорость прохождения грузов намного вырастет.

Учитывая особый статус махачкалинского порта, власти анонсировали ещё несколько амбициозных проектов. В их числе строительство южнее республиканской столицы «сухого порта». Это будет логистический терминал, использование которого поможет нарастить перевалочные мощности морской гавани с 11 до 21 миллиона тонн к 2025 году.

Также планируется возобновить ранее действовавшее паромное сообщение с морскими портами Казахстана и Туркмении. Заинтересованность в организации такого сообщения с Махачкалой высказали и представители Ирана. В дагестанской гавани имеются два специализированных причала для приёма железнодорожных и автомобильных паромов. Осталось согласовать международные маршруты и найти грузоотправителей для организации регулярной работы паромов.

Похожие

Праздник И тогда вода нам как земля…

15
Корабль для военного моряка – это дом и часть...

Парад боевой мощи

44
Дагестан, как и вся Россия, 30 июля отметил День Военно-Морского Флота. Центром торжеств по...

Знает враг, как воюет моряк

78
военным морякам в России всегда относились с большим уважением. Поэтому можно сказать, что...

Корабль к параду готов!

115
Помню, как мой друг Гайдар делился самыми яркими впечатлениями, когда в Астрахани снимал...

Морская пехота: в воде не тонет, в огне не горит

154
С недавнего времени местом дислокации...

Парад на Каспии

101
В последнее воскресенье июля страна отмечает День военно-морского флота. Хотя военных...

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

1
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

2
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

2
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

2
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

1
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

6
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

29
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

43
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...