Это моя история
Вся наша жизнь какая-то беготня по кабинетам. Больница, работа, получение документов, оплата коммунальных…. Перечислять можно бесконечно. Одни голые стены сменяются другими. А Зубайдат Шабанова превратила свое рабочее место в маленький музей. Теперь гости редакции и посетители останавливаются у дверей ее кабинета намного чаще…
Отец Зубайдат, Нурмагомед Шабанов, молодым парнем выехал на заработки в Томскую область, а вернулся оттуда с русской красавицей, женой Раисой Мамаевой. Так родилась крепкая табасаранская семья. Зубайдат – старшая среди семи братьев и сестер.
Они жили в селе Кандик Хивского района. Мать ее с 1983 года и по сей день заведует библиотекой в этом же селе. Цивилизация постепенно стала приходить и в горы: старые кувшины выбрасывали, глиняную посуду меняли на стеклянную, да и ковры перестали ткать.
«Мама начала собирать старинные вещи у себя в библиотеке. Как говорится: из пользования вышли, а выбросить жалко. С этого все и началось! Многие односельчане стали приносить старинные вещи маме», — вспоминает Зубайдат.
Этноуголок Кандикской библиотеки со временем разросся. Полюбоваться приходили даже из соседних сел. «Как-то раз я решила поехать проведать маму, заодно зашла к ней в библиотеку. Обнаружила там целый национальный музей! Я загорелась желанием сделать нечто подобное в своем кабинете, рассказала об этом маме, и она подарила мне вот эти старинные весы. Это мой первый экспонат!» — показывает Зубайдат.
Ценность их в том, что они сделаны из дерева и льняной нити. Зубайдат говорит, что лен уже более 50 лет не сажают в ее районе и такие нити редкость.
Она журналист со стажем, работает в национальной газете «Зори Табасарана» уже 15 лет. Писать о своем народе на родном языке – дело всей ее жизни. «Бывает, я сама навещаю своих респондентов, но чаще они приходят к нам в редакцию. Хочется, чтобы каждый ощутил здесь частичку своего народа, почувствовал, что он дома», — говорит Зубайдат Нурмагомедовна. Именно здесь, в кабинете, и создавался ее этноуголок.
Отправляясь в командировку по районам, она всегда ищет какую-нибудь редкость. Не важно, что это: одежда, рабочие инструменты, посуда или косынка из бабушкиного сундука.
«Платков у меня много. Все такие разноцветные, яркие. Хочется иногда надеть и поносить, но жалко. Вот эти мягкие шали у меня уже более 10 лет. Кстати, мода на старинные платки вернулась», — говорит журналист.
Самая «взрослая» келегъа (так они называют старинные платки) досталась Зубайдат от бабушки Бес. Женскому головному убору уже больше 150 лет! Боишься даже в руки брать, настолько он хрупкий и красивый.
Много здесь и подаренных экспонатов. «В гостях или в компании знакомых как услышу о старинной утвари моего народа – все! Хочется прийти, посмотреть, а если можно, забрать с собой», — смеется она. Недавно ее этноуголок показали в национальной передаче на канале ГТРК.
«Этот табасаранский коврик ручной работы подарила Сурижат Казиева из села Юхари-Ярак, старинную лампу и несколько ножей для ковроделия дала жительница селения Тюряг Табасаранского района Гижарат Сефербекова, а вот эти старинные глиняные тарелки подарил Агариза Гаджимирзаев из села Джулли», — рассказывала она коллегам-журналистам.
Зубайдат Нурмагомедовна говорит, что экспонатов в ее коллекции уже более 170 и выставить все в маленьком кабинете не получается. «Большее внимание я уделила принадлежностям для ковроделия: эскиз будущего ковра, нити-основы, клубок цветных нитей для узоров, большие железные ножницы, ножи для узлов, колотушка и многое другое… Когда-то и я пользовалась всеми этими предметами», — вспоминает она.
С древних времён табасараны занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме: и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, а позраслев становились опытными мастерицами. «Так было и в моей семье, пока артель в Кандике не закрыли», – с грустью говорит женщина.
В мини-музее рядом с изделиями для ковродельцев красуется и большой глиняный кувшин. В таком моя бабушка когда-то делала самую вкусную сметану и масло из домашнего молока. Есть и длинный железный черпак, применявшийся на сельских свадьбах, а такие столовые приборы, которые раньше были в моде… Я и вправду вернулась в забытое прошлое…