Музыка, застывшая в камне


Так говорят про архитектуру. Красиво звучит. Интересно, что за архитектурное направление застыло на улицах нашего города? Давайте подумаем. Порой это невообразимая какофония звуков. В Махачкале-I (старая часть города) явственно слышишь ненавязчивые ноты кантри, динамичная улица М. Гаджиева встречает оглушительным джазом, «Санта-Барбара» очаровывает мягким блюзом, а проспект М.Ярагского – сумасшедшим рок-н-роллом.
Какая музыка звучит в душе молодого архитектора Ислама Сайпуллаева? Макеты работ говорят сами за себя: это яркий, эмоциональный хай-энерджи, потому что он оптимистичен и немного задорен, отчасти романтичен и немного реалистичен.
Для молодого поколения архитектура – пока еще закрытая книга. Чтобы прочесть ее, для начала надо знать «язык» архитектуры. А молодежь прибавляет к этому еще и свой сленг.
– Облик городов всегда творили архитекторы, – говорит Ислам Сайпуллаев. – Профессия такая же древняя, как мир. Родилась во времена далеких предков, которые расселялись по всей планете, с успехом приспосабливаясь к геологическому и прочему разнообразию природы. И по ходу развития все время размышляли над совершенствованием сооружаемых из подручных материалов конструкций. Чем не архитектурная мысль?
– За пять лет работы много ваших мыслей воплотилось в камне?
– Десятки домов, коттеджей, торговых комплексов… Некоторые работы создавались группой авторов. Вообще авторство – это запредельная для нас тема. У архитектора – десятки соавторов. Помимо опыта, таланта и профессионализма, должен быть и волевой характер. Прежде чем реализовать проект, приходится иметь дело с представителями множества профессий – от конструкторов до сантехников. А главный соавтор, естественно, заказчик! У него всегда свое видение. Порой приходится проводить лекцию по архитектурному мастерству. Но тяжелее всего договориться со строителями. Вот с кем приходится воевать.
– А что для вас архитектура, какой видите роль зодчего в обществе?
– Проектируя среду, мы несем ответственность за человека, живущего в ней, точно так же, как педагог, воспитывающий его, или врач, отвечающий за его здоровье. Своими проектами влияем, если хотите, на комфортность жизни, на культуру и мировоззрение нации. Ведь любое иное произведение искусства можно изолировать от общества: скажем, картину убрать, книгу не читать, музыку не слушать. А жить в архитектурной среде и вечно ее обозревать человек обречен. Вот почему так важна наша роль в обществе.
– Раз уж речь зашла о комфортной среде, можно ли применить это понятие к Махачкале?
– Не совсем. Если говорить о дорогах, точно нет. Если о доступности для инвалидов, то где-то что-то начали делать. В целом не хватает воздуха. А ведь город – это не столько дома и учреждения, сколько пространство между ними, зелень. И это главная проблема. Есть жилые улицы, лишенные общественных функций, а есть улицы, задыхающиеся от переизбытка ресторанов, магазинов и салонов красоты. Помню, преподаватели Дагестанского института прикладного искусства дизайна и архитектуры (ДИПКДА) все время нам твердили: «Качественная улица – это улица, на которой много дверей». А ведь так и есть. Вспомним те же европейские города. Совершенно другая атмосфера. У нас же озабочены лишь тем, как бы выжать побольше денег с каждого метра.
– На ваш взгляд, что можно сделать уже с существующими микрорайонами?
– Для начала надо попытаться по-новому увидеть этот район, учитывая мнение жителей. Возможно, архитектурный облик – не первоочередная проблема.
– Кажется, что современные молодые архитекторы вообще как-то по-другому смотрят на архитектуру и на мир, нежели, скажем, архитекторы предыдущего поколения. Есть такие различия?
– Я думаю, что в начале 90-х годов те, кто сегодня считается маститыми архитекторами, тоже думали иначе. Это естественный процесс. Кто-то из той плеяды стал архитектором коммерческим, и чувствительность, и размышления в работах отошли на второй, если не на третий план. Для молодых, неискушенных – это прежде всего творческий процесс. Финансовый успех теряется где-то в закулисье. Это мое сугубо личное мнение. Самое сложное, когда берешься за новый проект, – это чистый лист бумаги. Муки творчества испытываешь не один день.
– Насколько развито в республике архитектурное образование?
– Простой пример: я оканчивал ДИПКДА, а его закрыли два года назад. Так что вопрос отпадает сам собой. Сегодня, насколько мне известно, архитекторов готовят лишь в ДГТУ. Так что у нас есть архитекторы, строители, регулирующие органы, но архитектуры как культуры пока еще не наблюдается. Если рассматривать в масштабах страны, то и здесь образование отстает от общемировых стандартов. Можно сказать, что Россия перенимает архитектурные тренды в основном с Запада.
– Светопрозрачные фасады. Это новое веяние?
– Да. Тоже с Запада. Это облик городов ХХI века. За прочность конструкции можно не беспокоиться.
– Распространенное мнение: архитектура – не женское дело. Много ли известных вам женщин-архитекторов в Дагестане?
– Немного. По пальцам одной руки можно пересчитать. Наши таланты: Фарида Дахте, Мадина Пахрутдинова, Сабина Рамазанова – у них всегда есть чему поучиться.
– Какой проект хотелось бы создать в Махачкале?
– Грандиозный молодежный образовательно-развлекательный центр.
Статьи из «Общество»
Мудрость, рожденная в горах

России судьбоносный путь

Гаранты Конституции

Второй век ветерана

Победа в музейных экспонатах

Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма
