Некоторые японские инструкции говорят, что техническое обслуживание нужно проводить не только по параметру пробега, но и по времени. В любом автомобиле все узлы и детали не только изнашиваются, но и просто стареют. Поэтому в рекомендациях по техническому обслуживанию указываются не только пробег автомобиля, но и временные показатели. Если автомобиль неподвижно простоял на стоянке около года, это значит, что он «износился» так же, как если бы проехал 20 тысяч километров. Аналогия – резиновые сапоги уже через пару месяцев теряют свой блеск, на их поверхности появляются микротрещины. Наверное, в автомобиле резиновые сальники, приводной ремень, другие резинометаллические изделия подвержены тем же рискам.
Или взять моторное масло. Очевидно, что самое важное в автомобиле – двигатель, а его долговечность в основном определяется тем, какое топливо в нем сгорает, какие в него заливают масла, антифриз. Большим заблуждением некоторых недалеких автолюбителей является то, что масло в двигателе надо менять с такой периодичностью, как написано в инструкции, то есть через 10–15 тысяч километров пробега. Сразу вопрос: проехать 10 тысяч км на пятой передаче по трассе и эти же 10 тысяч на первой в горах – это одно и то же? При этом проехать эти километры в России и, например, в Японии – это совсем разные вещи. Недаром же особо ценятся на вторичном рынке те автомобили, которые не имеют опыта эксплуатации в России. Поэтому в инструкции фирмы Тоуоta рядом с рекомендациями менять масло через каждые 10–15 тыс. км стоит примечание: «Заменять через каждые 2500 км в тяжелых условиях вождения». Езда по российским дорогам – это сплошь езда в тяжелых условиях вождения.
Если вы только что купили подержанный автомобиль и не знаете, когда и как он в последний раз обслуживался, все смазочные жидкости, залитые в его агрегаты, следует немедленно заменить, впрочем, как и свечи зажигания, зубчатый ремень и другое. Только после этого его можно считать надежным транспортным средством.
Часто задают вопрос: надо ли промывать двигатель особыми жидкостями при замене моторного масла? Если двигатель в автомобиле оказывается «зажаренным», т. е. если всё внутри него покрыто слоем нагара из-за перегрева и редкой смены плохого масла, то это означает, что нагар препятствует хорошему охлаждению и смазке и его следует убрать. Для удаления нагара рекомендуют использовать промывочное масло. Грязь с внутренних поверхностей двигателя в этом случае отлетит, но куда она денется? Кто гарантирует, что отслоившаяся часть нагара не засорит, например, сетку маслоприёмника или какой-нибудь узкий смазочный канал? Сможет ли всю грязь «забрать» масляный фильтр? Кое-что, конечно, фильтр задержит, но при залповом попадании большого количества грязи он моментально забьется и выключится из работы. Абразивные частицы через перепускной клапан беспрепятственно польются на нагруженные участки трения и начнут всё разрушать. Мое мнение – мыть не надо! Неизвестно, как двигатель переживёт эти 5 минут промывки. Если только это не совершенно новый автомобиль, в двигателе которого не успели накопиться никакие отложения.
Поэтому рекомендуется, если двигатель изнутри покрыт нагаром, просто сменить масло и фильтр. Примерно через 500 км пробега масло в двигателе потемнеет. Это значит, что моющие добавки сработали и сами сработались, поэтому еще раз смените масло и фильтр. Вторая порция масла может прослужить уже около 1000 километров. Еще раз поменяйте масло. Таким образом вы добьетесь постепенной, относительно безболезненной промывки двигателя.