Мыть или не мыть!
Большинство эксплуатируемых в России автомобилей иностранных марок создавались, увы, не для наших условий. Поговорить хочется об одном из факторов, влияющих на долговечность автомобиля. Это качество масел, топлива, тормозных жидкостей, сменных фильтров. Приведенные здесь суждения основаны на собственном опыте автора и скорректированы опытом коллег.
Некоторые японские инструкции говорят, что техническое обслуживание нужно проводить не только по параметру пробега, но и по времени. В любом автомобиле все узлы и детали не только изнашиваются, но и просто стареют. Поэтому в рекомендациях по техническому обслуживанию указываются не только пробег автомобиля, но и временные показатели. Если автомобиль неподвижно простоял на стоянке около года, это значит, что он «износился» так же, как если бы проехал 20 тысяч километров. Аналогия – резиновые сапоги уже через пару месяцев теряют свой блеск, на их поверхности появляются микротрещины. Наверное, в автомобиле резиновые сальники, приводной ремень, другие резинометаллические изделия подвержены тем же рискам.
Или взять моторное масло. Очевидно, что самое важное в автомобиле – двигатель, а его долговечность в основном определяется тем, какое топливо в нем сгорает, какие в него заливают масла, антифриз. Большим заблуждением некоторых недалеких автолюбителей является то, что масло в двигателе надо менять с такой периодичностью, как написано в инструкции, то есть через 10–15 тысяч километров пробега. Сразу вопрос: проехать 10 тысяч км на пятой передаче по трассе и эти же 10 тысяч на первой в горах – это одно и то же? При этом проехать эти километры в России и, например, в Японии – это совсем разные вещи. Недаром же особо ценятся на вторичном рынке те автомобили, которые не имеют опыта эксплуатации в России. Поэтому в инструкции фирмы Тоуоta рядом с рекомендациями менять масло через каждые 10–15 тыс. км стоит примечание: «Заменять через каждые 2500 км в тяжелых условиях вождения». Езда по российским дорогам – это сплошь езда в тяжелых условиях вождения.
Если вы только что купили подержанный автомобиль и не знаете, когда и как он в последний раз обслуживался, все смазочные жидкости, залитые в его агрегаты, следует немедленно заменить, впрочем, как и свечи зажигания, зубчатый ремень и другое. Только после этого его можно считать надежным транспортным средством.
Часто задают вопрос: надо ли промывать двигатель особыми жидкостями при замене моторного масла? Если двигатель в автомобиле оказывается «зажаренным», т. е. если всё внутри него покрыто слоем нагара из-за перегрева и редкой смены плохого масла, то это означает, что нагар препятствует хорошему охлаждению и смазке и его следует убрать. Для удаления нагара рекомендуют использовать промывочное масло. Грязь с внутренних поверхностей двигателя в этом случае отлетит, но куда она денется? Кто гарантирует, что отслоившаяся часть нагара не засорит, например, сетку маслоприёмника или какой-нибудь узкий смазочный канал? Сможет ли всю грязь «забрать» масляный фильтр? Кое-что, конечно, фильтр задержит, но при залповом попадании большого количества грязи он моментально забьется и выключится из работы. Абразивные частицы через перепускной клапан беспрепятственно польются на нагруженные участки трения и начнут всё разрушать. Мое мнение – мыть не надо! Неизвестно, как двигатель переживёт эти 5 минут промывки. Если только это не совершенно новый автомобиль, в двигателе которого не успели накопиться никакие отложения.
Поэтому рекомендуется, если двигатель изнутри покрыт нагаром, просто сменить масло и фильтр. Примерно через 500 км пробега масло в двигателе потемнеет. Это значит, что моющие добавки сработали и сами сработались, поэтому еще раз смените масло и фильтр. Вторая порция масла может прослужить уже около 1000 километров. Еще раз поменяйте масло. Таким образом вы добьетесь постепенной, относительно безболезненной промывки двигателя.