Как оказалось, сократить время прохождения с часов до минут – вполне выполнимая задача. На помощь пришли современные технологии. И Дагестан, а конкретно международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) Тагиркент-Казмаляр, стал пилотным для их обкатки.
Этот пункт – один из ключевых узлов коридора «Север – Юг». Как нам рассказали в Дагестанской таможне, за 9 месяцев этого года через него проследовало более 87 тысяч большегрузных автомобилей. Грузооборот составил примерно 900 тысяч тонн. В иные дни поток автотранспорта доходит до 200 машин в сутки.
Но при строительстве пункта пропуска он не был рассчитан на такой грузопоток. Сегодня он в 4,5 раза превышает проектную пропускную способность по грузовым транспортным средствам.
Между тем большая часть грузов, проходящих через пункт пропуска, – это плодоовощная продукция из Ирана, Азербайджана, Турции, Грузии, то есть товар скоропортящийся. На осмотр одной фуры могло уйти несколько часов.
Ситуация начала меняться с августа 2023 года, когда на посту были запущены инспекционно-досмотровые комплексы портального типа. Это новое техническое средство таможенного контроля, которое обеспечивает непрерывное сканирование всех транспортных средств и грузов, перемещающихся через пункты пропуска на государственной границе, исключая необходимость их вскрытия.
Внедрение подобных комплексов позволяет достичь показателя их пропускной способности до 120 транспортных средств в час. Раньше на такое количество автотранспорта могли уйти сутки, а то и больше.

Пропускная способность – до 120 единиц транспортных средств в час
Тагиркент–Казмаляр стал одним из первых пунктов пропуска, где были опробованы новые технологии.
«Портальные комплексы обеспечивает высококачественное рентгеноскопическое изображение с повышенной проникающей способностью для оперативного контроля автотранспорта, гарантируя при этом радиационную безопасность водителя сканируемого транспортного средства, а также высокую пропускную способность.
«Отличительными особенностями данной системы являются изображение с высокой проникающей способностью и разрешением, распознавание четырех групп материалов, определение массы груза и его составных частей, высокая пропускная способность до 200 транспортных средств в час, возможность сканирования кабины транспортных средств с водителем.
Её уникальность заключается в способности быстро, точно и безопасно сканировать 100 % транспортных средств и грузов в динамическом потоке. Это значит, что автомобилю не нужно тратить время на остановку и прохождение досмотра на специальной площадке или в боксе. Высокотехнологичное оборудование позволяет проводить двухракурсное сканирование сбоку и сверху, что минимизирует риск провоза запрещенных веществ. Высокоточное изображение кабины и прицепа с грузом выводится на экраны. Искусственный интеллект автоматически анализирует полученную картинку. Человеческий фактор при этом сводится к минимуму», – рассказали нам в Дагестанской таможне.
А уже в следующем, 2024 году на посту началось внедрение интегрированной системы пропуска через государственную границу. Это совершенно новый уровень в деле погранично-таможенного контроля.
«Эта система позволит интегрировать современные технологические решения, которые сегодня внедряются в работу государственных контрольных органов, в единую сеть, работающую по принципу «одного окна», с возможностью диспетчеризации движения транспортных средств в пункте пропуска. Электронное резервирование даты и времени подъезда к автомобильному пункту пропуска для пересечения государственной границы грузовым автотранспортом позволит обеспечить ускорение прохождения грузовых транспортных средств через пункт пропуска, распределить нагрузку, сделать время прохождения границы прогнозируемым и обеспечить комфортные условия для перевозчиков», – объясняет руководитель пресс-службы Дагестанской таможни Зоя Амирханова.
На практике это выглядит так: как только грузовая фура заедет в пункт пропуска, всю информацию о ней будут собирать цифровизированные комплексы – автодосмотра, радиационного и весогабаритного контроля, видеоаналитики. Затем эта информация поступит в единую автоматизированную систему, которая обработает её и даст свое заключение. При этом водители смогут записываться заранее на таможенный контроль. На интернет-платформе можно оставить заявку на удобное время и подъехать в назначенный час.
Одним словом, если раньше было выражение «граница на замке», то сейчас этот замок становится цифровым.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




15