На поезде хорошо, самолетом – лучше
Не так давно жители Дагестана были возмущены ситуацией с завышенной стоимостью авиабилетов. Но уже сегодня аэропорт Махачкалы привлекает не только доступной ценовой политикой, но и своим видом. Территория превращается в настоящие деловые центры и обрастает инфраструктурой.
Какой же он, современный аэропорт, сегодня? Об этом нам рассказал генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Арсен Пирмагомедов.
– Арсен Алифендиевич, как вы отмечаете профессиональный праздник – День гражданской авиации?
– Будем праздновать его в два этапа. Официальная часть пройдет в Ростове: мы примем участие в совещании в рамках праздника. Второй этап – участие в выставке гражданской авиации в Москве, где мы представляем свою экспозицию. Ее уже посетили министр транспорта России Максим Соколов и руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нередько. Ну и по возвращении отпразднуем в коллективе.
– Сегодня аэропорт Махачкалы предстаёт перед нами как современный объект. Расскажите, пожалуйста, о ваших достижениях.
– Международный аэропорт Махачкалы – единственный в Дагестане. После реконструкции взлетно-посадочной полосы в 2014 году здесь с каждым годом улучшается обслуживание пассажиров. По итогам 2016 года пассажиропоток авиаузла увеличился на 23% по сравнению с 2015 годом и составил более 869 тыс. человек, а в 2017 году он увеличился на 17%.
С мая 2017 года аэропорт получил допуск к приему и выпуску широкофюзеляжных самолетов Boeing-767-200, Boeing-767-200ER, Boeing-767-300 и Boeing-767-300ER, а также Airbus A-330-200 и их модификаций.
Пропускная способность на внутренних рейсах – 200 пассажиров в час, на международных – 60 пассажиров в час.
– Говорят, к нам пришли иностранные перевозчики?
– Да, и это нас радует. Турецкий авиаперевозчик провёл свой аудит. Убедившись, что работа аэропорта отвечает всем международным требованиям, начал с нами сотрудничать. В 2017 году шли очень долгие и тяжёлые переговоры с авиакомпанией из Объединённых Арабских Эмиратов, в результате наши доводы оказались убедительными, и уже к концу прошлого года был выполнен первый рейс. Сейчас этот иностранный авиаперевозчик выполняет регулярные сообщения на комфортабельных воздушных судах Boeing-737-800. Это уже не чартерные рейсы, которые могли в любой момент по различным причинам отменить, а государственная авиакомпания ОАЭ, она строго по расписанию совершает перелёты. Нам также удалось сохранить на постоянной основе ежедневный рейс Махачкала – Санкт-Петербург. Это одно из наших достижений. Кроме того, увеличили частоту вылетов в Сургут. Там проживают сегодня тысячи дагестанцев и чеченцев. Есть рейсы в Ростов-на Дону, Сочи, Минеральные Воды, Краснодар, а также в города Казахстана.
Мы работаем над расширением неавиационных источников доходов на предприятиях. Это связано с тем, что иностранный перевозчик обеспечивает не только рейсы, но и позволяет повысить доходность предприятия. И уже с 2014 года мы повышаем заработную плату с 5,4% до 10% . Активно ведётся строительство терминала международных воздушных линий, завершение планируем к концу 2018 года.
– Хотелось бы подробнее услышать о вновь строящемся терминале.
– Строительство терминала, как вы знаете, началось в 2016 году, сейчас уже ведутся работы по установке металлоконструкций здания. Площадь терминала составит более 8 тыс. кв. м, пропускная способность – 190 человек в час. Прилетающие и вылетающие пассажиры будут обслуживаться одновременно.
Есть небольшая проблема, связанная с оборудованием международного пункта пропуска, это федеральная часть проекта. Нас поддерживает в этом вопросе Министерство по делам Северного Кавказа РФ, и работа в данном направлении ведётся. Новое здание будет оборудовано телескопическими трапами и другим соответствующим требованиям оборудованием.
– Как справляется персонал с пассажиропотоком?
– В минувшем году аэропорт обслужил свыше одного миллиона пассажиров. Это был исторический максимум. Мы вошли в число аэропортов-миллионников, для нас это знаковое событие, демонстрирующее тот факт, что дагестанцев привлекают доступность и комфортность авиаперелётов. Нагрузка легла и на обслуживающий персонал. С 2014 года мы активно омолаживаем коллектив. Ежедневно мониторя книгу жалоб и предложений, наблюдаем положительные отзывы пассажиров о работе наших сотрудников. Это не может не радовать.
– На ваш взгляд, какой наиболее ответственный или опасный участок работы в аэропорту?
– Деятельность каждого сотрудника взаимосвязана с работой других, и для того, чтобы аэропорт работал без сбоев, задача каждого подразделения работать исправно, как часовой механизм. Так что назвать какой-то конкретный участок наиболее ответственным невозможно: все у нас взаимосвязано.
– Как осваивается программа «Доступная среда»? Какие условия аэропорт предоставляет для маломобильных граждан?
– В процессе реконструкции аэропорта была переоборудована привокзальная площадь, увеличено количество парковочных мест для маломобильных граждан. С граждан с ограниченными возможностями плата за стоянку не взимается. Сейчас мы дооборудуем имеющиеся на территории аэропорта пандусы. В новом строящемся терминале будут введены амбулифты, наши сотрудники прошли обучение по их эксплуатации.
– Сегодня на всех уровнях говорят о кадровом голоде и нехватке профессионалов. А как у вас в аэропорту с кадрами?
– Да, аэропорт нуждается в инженерно-авиационной службе. Есть необходимость в создании линейной станции для самолёта Boeing-737. Это самая массовая машина, для которой нужна линейная станция. Обучающий центр Boeing находится на Бермудских островах, и вся терминология только на английском языке. Для данной работы у нас должны быть обучены минимум 4 человека. Но, к сожалению, нет специалистов со знанием английского языка. Мы объявили конкурс на агентов службы организации перевозок в международном терминале. Приглашаются люди со знанием двух, трёх иностранных языков (английский, турецкий и арабский). Помимо знания языков, требуется и коммуникабельность. Также требуются электрики с умением работы со специализированным оборудованием.
На данном этапе мы намерены усилить орнитологическую службу, для которой требуется сотрудник-орнитолог для работы с птицами. На территории аэропорта уже установлено оборудование, имитирующее звуки сокола, отпугивающие птиц, и не только. Весь комплекс оборудования у нас имеется. Постепенно решая все эти вопросы, мы стараемся соответствовать уровню международных стандартов.
Международный аэропорт Махачкалы признан лучшим в категории «Региональный проект СКФО» по версии экспертов премии «Воздушные ворота России». Соответствующий знак вручён генеральному директору воздушной гавани Дагестана Арсену Пирмагомедову в рамках V выставки инфраструктуры гражданской авиации России NAIS 2018, которая проходит в эти дни в «Крокус-Сити» в Москве.
Днём образования авиации в Дагестане считается 3 февраля 1927 г. как «воздушная станция» на трассе Москва – Харьков – Ростов – Тифлис.
Первым самолетом, эксплуатировавшимся в аэропорту, был Р-2, на нем перевозили продовольствие для населения и тару для рыбы.
В 1938 г. в Махачкале было сформировано авиазвено, а в 1939 г. – авиаотряд.
Через 10 лет были освоены авиалинии в Киев, Ростов, Сталинград, Астрахань, Куйбышев.
В 1954 г. в аэропорту приземлился первый пассажирский самолет Ан-2, в 1960 г. – вертолет Ми-4.
За образцовую работу Махачкалинский авиаотряд вскоре был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С мая 1971 г. начали эксплуатироваться турбовинтовые самолеты Ан-24. А уже через два года на самолетах Ту-134 стали выполняться пассажирские рейсы по маршруту Махачкала – Москва. С 1995 г. эксплуатируется Ту-154М и выполняются международные полеты.