На суше, на море и в воздухе
Таможня – один из старейших государственных институтов Российского государства – сегодня отметила свой профессиональный праздник. Мысль о взимании пошлин с иностранных купцов, ввозящих свои товары в нашу страну, впервые возникла у царя Алексея Михайловича. И 25 октября 1653 года появился Единый таможенный устав, родившийся из царского указа о взимании таможенной пошлины «в Москве и городах российских». В 1991 году Указом Президента России образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Дагестанская таможня - одна из старейших в России. В этом году отмечается ее 207-летний юбилей.
— Дата основания подтверждена документами. В российских и азербайджанских архивах были обнаружены материалы о начале профессиональной деятельности российских таможенников на территории Дагестана в 1810 году, — говорит начальник Дагестанской таможни генерал-майор таможенной службы Руслан ЯХЬЯЕВ.
– Многое с тех пор изменилось, – продолжает он. – Сама структура таможенных органов менялась неоднократно. Неизменным оставалась главная задача таможни – защита экономических интересов государства, пополнение доходной части бюджета. Весомую лепту в общее дело вносит и Дагестанская таможня. За 9 месяцев текущего года таможенными органами республики перечислено в федеральный бюджет 3 млрд 54 млн 87 тыс. рублей.
В Дагестане функционируют все виды пунктов пропуска – автомобильные, воздушный, железнодорожный и морской, имеющие федеральное и международное значение. Республика занимает выгодное геостратегическое положение, располагает прямым выходом к международным морским путям, имеет важное транзитное значение для экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией и Ближним Востоком. На сегодняшний день в республике функционируют 7 приграничных и внутренних таможенных постов: Дербентский, Махачкалинский, «Аэропорт – Махачкала», ЖДПП «Дербент», «Морской торговый порт-Махачкала», Магарамкентский и «Тагиркент – Казмаляр».
– Как известно, таможня выполняет как экономические, так и правоохранительные функции. На нее возложена задача противодействия контрабанде. Какие результаты в этом направлении?
– Пресечение контрабанды – важнейшая часть деятельности ведомства. За 9 месяцев текущего года таможней по фактам нарушения таможенного законодательства возбуждено 1620 дел об административных правонарушениях и 10 уголовных дел, из них 2 дела по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей, 6 дел по фактам контрабанды наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, 2 уголовных дела по фактам нарушения валютного законодательства. Общая стоимость товара, являющегося предметом преступления по уголовным делам, составила более 34 млн рублей, а по делам об административных правонарушениях – более 40 млн рублей.
– Еще одна проблема – международный наркотрафик, проходящий через территорию нашей республики…
– Через Дагестан пролегали пути доставки наркотиков из Азии в Европейскую часть России, часть из них оседала в нашей республике. Таможенными структурами совместно с другими правоохранительными органами были приняты меры по перекрытию этих каналов. Противодействие контрабанде наркотиков остается одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России. В Дагестанской таможне действует комплекс мер по предотвращению контрабанды наркотиков на территорию Российской Федерации.
Усиление эффективности таможенного контроля напрямую связано с использованием современных технических средств досмотра. Мощным инструментом для обнаружения наркотиков, контрабандных грузов, оружия и взрывчатых веществ стали инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), впервые появившиеся в арсенале Дагестанской таможни в 2008 году. Комплекс позволяет исследовать товары и транспортные средства без их вскрытия путем применения рентгеновского проникающего излучения.
Дагестанская таможня располагает тремя ИДК: стационарный (до недавнего времени был единственным действующим на территории РФ) – на Магарамкентском таможенном посту, второй – мобильный – на базе автомобиля «Мерседес» – на посту «Тагиркент – Казмаляр», третий развернут на таможенном посту «Морской торговый порт-Махачкала». Установленное на ИДК оборудование сканирует одновременно и большегрузный автомобиль, и контейнер. Большой плюс мобильного ИДК в том, что в случае необходимости его можно передислоцировать на другой пост.