На то и контроль
Шарип Дайитмирзаев – один из тех, кто предпочитает пассивным жалобам на окружающие нас недостатки активные действия по их устранению. Руководимая им организация «Общественный контроль Республики Дагестан» признана одной из лучших НКО в республике, хотя возникла недавно, в августе 2015 года.
«Сегодня многие жалобы и обращения простых граждан в органы власти остаются без реагирования. Где-то тому виной бездушие и формализм в работе, иногда чиновники из-за загруженности просто не успевают исследовать каждое обращение. Наша организация в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в РФ» может не только направлять сообщения об имеющихся недостатках, но и контролировать работу по их устранению», – говорит Дайитмирзаев.
По словам руководителя, организация ежемесячно направляет более 60 обращений в органы государственной власти по проблемам и жалобам граждан.
Самое большое количество обращений связано с темой ЖКХ, после этого идет качество дорог.
«Проверка качества дорожного полотна ведется во всех городах республики. По уже выявленным фактам нарушений заявления подаются в суд на администрации муниципальных образований. Имеются 13 исполненных и 20 неисполненных решений суда. Работа в этой области продолжается, составляются акты обследования и подаются не менее 5 материалов каждые две недели в суд», – поясняет Шарип Дайитмирзаев.
Много приходится заниматься вопросами санитарного состояния населенных пунктов. Сотрудники «общественного контроля» проверили соответствие мусорных баков на территории Махачкалы. По выявленным нарушениям были составлены более 30 жалоб в соответствующие органы.
Было проведено обследование на соответствие санитарным нормам и правилам территории вдоль канала Октябрьской революции. Выявлено большое количество стоков в канал и мусорных баков, установленных вдоль водной артерии в нарушение закона. По этим фактам были направлены исковые заявления в суды. Дела находятся на рассмотрении.
Организация принимает участие также и в решении проблем, связанных с оказанием муниципальных услуг администрацией Махачкалы, в том числе в получении постановления главы города и утверждении схемы расположения земельных участков. В этой части в индивидуальном порядке обжалуются действия, вернее, бездействие Управления по земельным ресурсам администрации г. Махачкалы. Подано больше 40 исков от неопределенного круга лиц в отношении администраций Махачкалы, Дербента, других государственных и муниципальных органов. Приняты и исполнены около 300 обращений граждан. Отдельно проверяется деятельность по оказанию государственных и муниципальных услуг соответствующими учреждениями. Планируется составить рейтинг их эффективности для открытого доступа.
Информацию об имеющихся проблемах организация получают по разным каналам. Один из них – социальные сети. Обратиться за помощью можно и напрямую. Каждую пятницу сотрудники «общественного контроля» проводят прием граждан в здании благотворительного фонда «Инсан». В ходе приема оказывается бесплатная юридическая помощь, выясняются все проблемы, в том числе проблемы взаимодействия государственных и муниципальных органов.
Штат организации небольшой, на постоянной основе работают всего три юриста. Большую помощь оказывают добровольные помощники, например, студенты Правовой академии. При взаимодействии с ними проверены все образовательные учреждения Махачкалы на предмет наличия в непосредственной близости (100 метров) магазинов, продающих алкогольную продукцию, качество дорожного полотна, нарушения в сфере организации вывоза отходов и бытового мусора, наличия остановочных пунктов.
Последним интересным делом является обращение жительницы Махачкалы Анай Дадаевой, у которой в результате строительства в непосредственной близости нежилого здания сильно пострадал дом. «Обратилась она к нам уже после пройденных двух инстанций, однако отказаться от этого материала мы не могли. Будем искать справедливости», – говорит Дайитмирзаев.
«Проблем в сфере взаимодействия граждан с органами власти по-прежнему много. В то же время хочу отметить, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Чиновники стали быстрее реагировать на наши обращения», – отмечает он.
Абдулла Сулейманов