Национальная гордость
В развитии общенациональной культуры большую роль играла русская культура, особенно русский язык как средство межнационального общения и приобщения к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры. Если в 1959 году 10 млн человек нерусского населения страны назвали его своим родным языком, то в 1980-м –более 18 млн (до распада СССР).
Кроме того, почти 52 млн человек считали его вторым языком, которым они свободно владеют. Признание русского языка как языка межнационального общения в тот период не означало умаления национальных языков. Наоборот, в бывшем СССР всестороннее экономическое и культурное сотрудничество наций, обмен научными, политическими и техническими знаниями вели к взаимному обогащению всех языков народов СССР в процессе их взаимодействия и взаимообогащения.
Как общенациональная, так и национальная гордость, необходимая для формирования патриотизма, установилась не сразу, а в течение длительного исторического периода, о чем красноречиво свидетельствует история народов России. Несмотря на постоянные попытки Запада переписать и унизить историю России, оклеветать русскую культуру, Россия неуклонно шла вперед, опережая во многом научные идеи Запада. Еще А. С. Пушкин с горечью писал, что русский народ – «вечный предмет невежественной клеветы писателей «иностранных».
Еще в 60-х годах XIX столетия Н. А. Добролюбов с негодованием писал: «Еще немало у нас, в образованном обществе, таких господ, которым ничего не стоит обвинить повально целый народ в неспособности к (гражданской жизни и) всякому самостоятельному устройству. Охаивание всего русского, отрицание русской национальной гордости, низкопоклонство перед заграницей было традицией определенной части русской дворянской и буржуазной интеллигенции в прошлом. У этих людей, как писал В. Г. Белинский, «всякая иностранная дрянь легко шла на гениальность… а свое русское, хотя бы и отмеченное высокой даровитостью, презиралось только за то, что оно русское». Великий патриот и основоположник отечественной науки М. В. Ломоносов, готовый жизнь свою положить за «утверждение наук в отечестве», решительно боролся против этой реакционной идеологии. За 40 лет до Лавуазье он открыл закон постоянства веществ, выдвинул гипотезу атомного строения веществ, за 100 лет до создания кинетической теории газов объяснял явление теплоты движением частиц материи. Тем не менее официальная наука осталась равнодушной к вопросу о приоритете этих великих открытий русского ученого. Так же было и с величайшими открытиями мирового значения И. И. Ползунова, А. С. Попова, Д. И. Менделеева, А. Н. Лодыгина, К. Э. Циолковского, К. А. Тимирязева,
И. В. Курчатова, с. п. Королева, Н. Е. Жуковского и других. Так было не только в науке, но и в других областях культуры.
Принижая и унижая нашу отечественную науку и культуру, иностранные ученые и всякого рода дельцы обкрадывали и присваивали результаты исследований и открытий русской науки.
Беспредельная любовь к своей Родине, национальная гордость были внутренним свойством передовых русских людей. Они всё делали для славы своего Отечества, гордились его будущим.