Купить PDF-версию
20:46 | 06 июня, Пт
Махачкала
X
00:10 22.07.2016

Надим, Ризван и ахтынская «стрекоза»

Вся страна наблюдала за тем, как конструктор-самоучка из с. Ахты Надим Гашумов собирал собственный вертолет. Когда он только приступил к воплощению своей детской мечты, многие посмеивались. Не верили в успех и специалисты вертолетостроения. А сейчас его разработками интересуются учёные.

Недавно в СМИ прошла информация, что некоторые изделия даже удалось запатентовать. Еще Гашумов стал победителем в номинации «Инженер» в ежегодной премии «Ассоциация вертолетной индустрии». Почетное признание получил за устройство крепления каната к вертолету для скоростного спуска, что существенно сократило время десантирования и обезопасило сам процесс. Надо бы познакомиться с незаурядным разработчиком.

Меня встречает брат Надима Ризван Гашумов (на снимке). Говорит, что Надим с вертолетом сейчас находится в Каспийске на испытаниях. Дня, когда «стрекоза» (так назвал свою железную птичку конструктор) поднимется в небо, он ждал 11 лет.

Ризван по образованию строитель, Надим – юрист. Сегодня их можно смело называть авиаконструкторами.

– Для достижения своей цели ему пришлось освоить компьютерное моделирование, вертолетостроение, изучить основы аэродинамики и множество других точных наук. Своим рвением и меня заразил. Практически все детали и узлы вертолета изготовлены в собственной мастерской, – рассказывает Ризван Гашумов. И тут же признается, что такой усидчивости, как у брата, у него нет, и помогал ему лишь время от времени.

IMG_0580.jpg

Фото автора

Все началось в 2004 году, когда братья взялись «воскрешать» списанный Ми-2. Точнее, был только корпус. Что-то из необходимых деталей купили, а что-то, как всегда, изготовили сами. Тогда, узнав об их планах, на заводе-изготовителе вертолета твердо заявили: «Вне заводских условий Ми-2 никак не восстановить».

Прошло пять лет, и винтокрылая машина взмыла в небо. Окрыленный успехом, Надим твердо решил создать вертолет собственной конструкции. И пошло-полетело…

Уникальность в том, что если обычные вертолеты за час «жрут» тонну бензина и обходятся в 250 тысяч рублей с учетом услуг пилота и техобслуживания, то ахтынской «стрекозе» вполне достаточно и сорока литров. Мастер уверен, что лучшие моторы у японских и немецких производителей, хотя последние начали халтурить.

– При сборке мы использовали только несколько готовых деталей. Двигатель заимствовали у автомобиля, но и его пришлось доработать. Лопасти взяли готовые. А все остальное сами сделали вот на этих станках, – рассказывает он, указывая на железные махины, внушающие мне страх.

К числу запатентованных изобретений Надима Гашумова относятся автомат перекоса, необходимый для управления величиной и направлением силы тяги несущего винта вертолета, и втулка несущего винта. Если я все правильно поняла, то это позволит упростить конструкцию, придать маневренность и уменьшить вес аппарата.

– Бывало такое, что по нескольку дней кряду обсуждали одну деталь. Главное – прийти к единому решению и не нервничать. Иначе все полетит к чертям, – рассказывает Ризван Гашумов, сопровождая беседу сотнями чертежей.

Мастерская – настоящий цех, напичканный многотонной техникой, каждая занимает свое место в системе координат. «А это, – говорит вертолетчик, – очень важно в работе».

Полет мысли отражают черные ворота, сплошь исписанные формулами, десятки книг по теме, конспекты, лекало для шпангоута и тот самый запах свободы. А первое знакомство с авиацией – статья в газете с фотографией летчика. В ней описывалось, что можно делать на этой машине. Тогда он и подумать не мог, что спустя много лет детские забавы станут делом всей жизни. Представляете, какое удовольствие для мужчины – построить летательный аппарат своими руками?! При этом куча возможностей для импровизации, например, в дизайне кабины.

Планы у Гашумовых серьезные: построить более усовершенствованный двухмоторный вертолет. На нем летать можно будет без специального образования. Кто знает, чем еще удивят мир энтузиасты Гашумовы!

Мы же будем следить за их успехами. А пока – от винта!

Статьи из «Общество»

Духовный смысл Курбан-байрама

15
Мусульмане Дагестана, как и их братья по вере во всём мире, 6 июня отмечают Курбан-байрам –...

История одного села: Кубачи

11
И вновь зовет меня дорога в дальние края. Хотела написать «неведомые», но это неправда....

Любовная травма

4
Включаю я тут как-то телевизор, а там сидит мужчина в четырех­угольной красной шапочке и...

История государства в документах

5
Архивные документы – бесценное хранилище информации о...

С ответственностью за каждое слово

5
Его имя и сегодня остается брендом дагестанской...

Особый склад характера

4
За закрытыми дверями квартир, где дни тянутся медленно, их всегда ждут с нетерпением. Потому...

Безальтернативная необходимость

5
Снова актуальными и востребованными становятся такие...

Уроки мужества вместо уличных разборок

12
«Массовые стычки «пятисотых» и «сто тринадцатых»...

Памяти защитников Ленинграда

13
Сотни дагестанцев приняли участие на прошедших в Санкт-Петербурге и Ленинградской области...

Родом из Куруша

14
Талантливые дагестанцы в самых разных регионах нашей страны добиваются признания и...

Архитектор Байконура: наследие Албури Алхазова

13
В день юбилея космодрома Байконур...