Наше будущее и настоящее
Вовсе не обязательно выходить на балкон, достаточно просто выглянуть в окно и потрясти что есть силы зачеткой, призывая: «Шара, приди!» В ответ нужно услышать: «Уже в пути!», но ни в коем случае не от студента. Если в точности соблюсти все правила, вероятность получить желанную оценку «на шару», то есть не прилагая особых усилий, очень велика.
Эта церемония проводится в ночь на 25 января, и, если верить всезнающей Википедии, призыв Шары – самая главная студенческая традиция в Татьянин день – День российского студенчества. Однако ритуалы ритуалами, а чтобы получить хорошие отметки, от студента требуется много упорства и старания, нужно готовиться систематически, основательно изучать все предметы. Впрочем, один мой приятель не упустил бы возможности поспорить на этот счет: примерным студентом он никогда не был, но при этом тестовые задания умудрялся выполнять лучше всех на курсе, и все благодаря магическому, как он сам говорил, «обряду с ресницами».
Да что лукавить, это сейчас, по прошествии времени, когда студенческие годы остались позади, мы горазды давать советы. А сами-то, сами, если быть до конца откровенными, нередко занимались от случая к случаю. Ну признайтесь же! И с пар сбегали, и зачеты «толкали», и подрабатывать успевали. Много чего еще было. Так у вчерашнего «зеленого» первокурсника появлялись новые увлечения, интересы, но в то же время шло и становление будущего профессионала. Хотя не каждый бывший студент в конечном итоге им стал. Найти себе дело по душе не так просто, тут много факторов должно совпасть.
Но так или иначе, студенческая жизнь разнообразна и насыщенна. Это период открытий, ярких впечатлений и знакомств, а еще и про учебу помнить нужно. Забудешь – прервешь логическую жизненную цепочку: как ни крути, поступление в вуз – естественное продолжение школьного образования. А дальше – новый этап, новые вызовы, оглядываться назад времени не будет.
Сегодня российская образовательная система ориентируется на потребности государства и интересы молодежи. Стали чаще использоваться и лучшие традиции советской эпохи, когда высшее образование было тесно связано с профессиональной практикой.
Как и по всей стране, в Дагестане тоже ведется активная работа в этом направлении, в частности, возрождаются студенческие трудовые отряды. Эта деятельность обеспечивает временную занятость молодёжи и, что особенно важно, сулит перспективу дальнейшего трудоустройства. За подготовку бойцов студенческих трудотрядов в республике отвечает молодежный центр занятости «Успех» Минтруда РД.
В прошлом году центр направил на строительные работы в Ленинградскую область более 100 человек, среди которых были в основном студенты автомобильно-дорожного колледжа, а также других высших и средних профессиональных образовательных учреждений и, кроме этого, молодежь, проживающая в горных районах республики.
Группу строительного отряда составили мужчины от 18 лет. В зависимости от типа выполняемых работ они получали от 25 до 30 тысяч рублей в месяц. У молодых специалистов была шестидневная рабочая неделя с восьмичасовым трудовым днем. За ними закрепили опытного мастера-наставника, обеспечили трехразовым питанием и проживанием в рабочем общежитии, оплачиваемым проездом от места проживания к месту вахты. Но самый главный стимул – это, конечно же, возможность последующего трудоустройства.
Вот наглядный пример того, как трудовое воспитание выступает важнейшим элементом педагогического процесса. Но это лишь одна из инициатив руководства страны, направленная на приобщение к труду студенческой молодежи, которая в будущем не будет испытывать проблем в процессе интеграции в социум. Значительная работа проводится и по повышению престижа рабочих специальностей, на рынке труда они сегодня особенно востребованы.
В этом большая заслуга Союза «Молодые профессионалы» – официального оператора международного некоммерческого движения WorldSkills International, цель которого – повышение стандартов подготовки кадров. Соревнования профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов, высших учебных заведений способствуют привлечению внимания к рабочим профессиям и созданию условий для развития высоких профессиональных стандартов.
Классические школы тоже не остаются в стороне, потому как для современного университета очень важна связь с реальными секторами. Так, на базе ведущих дагестанских вузов функционируют отделы практик и трудоустройства выпускников, и после получения дипломов они продолжают оставаться в поле зрения.
За этими ребятами – будущее. На них возложена особая миссия. Они должны составить основу управленческих кадров на производстве и в промышленности. И там уже студенческая «шара» не прокатит.