Одним из не очень популярных решений снижения неожиданно образовавшейся в последние годы проблемы пробок может стать и ограничение приобретаемых новых автомобилей посредством введения так называемого «нового утилизационного сбора». А что? С улиц исчезнут большие дорогие автомобили, и все пересядут на маленькие автомобильчики с небольшой мощностью двигателя, за который платится небольшой утилизационный сбор. Поспешим сказать, что речь идет об автомобилях с бензиновыми моторами мощностью менее 160 л. с.
Вообще понятие «утилизационный сбор» появилось в России в 2012 году перед вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Предполагалось, что деньги, собранные от реализации выпускавшихся в России иностранных автомобилей, будут потрачены на их же утилизацию в будущем. То есть это была как бы предоплата за разбор состарившегося автомобиля. Формально утильсбор призван сглаживать ущерб экологии от уничтожения отслужившего свой срок автомобиля.
Если новый механизм утильсбора на автомобили будет принят правительством, то он заработает с 1 ноября 2025 года. Новая методика расчета утилизационного сбора, который выплачивается при регистрации ввезенного в Россию автомобиля, может существенно измениться. На сегодняшний день физические лица платят по льготному тарифу 3400 рублей за новый автомобиль (до трех лет) и 5200 рублей за подержанный (старше трех лет). Власти хотят ограничить ввоз частными лицами гибридов и электрокаров, а также автомобилей с бензиновыми моторами мощностью более 160 л. с. Соответственно, это нововведение может спровоцировать рост цен внутри отечественного авторынка. Ввоз многих популярных моделей будет экономически невыгодным. Подорожание импортируемых автомобилей может составить сотни тысяч рублей.
Однако даже после введения новых правил 1 ноября на авторынке останется немало моделей, в том числе и премиальных брендов, которые можно будет привозить по льготе. Вот несколько примеров автомобилей с двухлитровыми двигателями (в том числе дизель и турбомотор) с мощностью до 159 лошадиных сил: Hyundai Tucson, Kia Sportage, Kia Seltos, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Subaru Forester, Skoda Karoq.
Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов считает, что на автомобильный рынок в стране новый принцип расчета повлияет незначительно. Он уверен, что для потребителя все еще остается большой выбор машин, которые можно будет купить или привезти из-за границы, не переплачивая. А если захочется мощное транспортное средство, то его можно выбрать из отечественных моделей или иномарок, производство которых локализовано в РФ.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит, что более сокрушительного удара сложно представить. Например, новая Toyota Camry с двигателем в 200 л. с. с 1 ноября, если норма вступит в силу, будет стоить 6,5 млн рублей. При этом ее цена во всем мире – 30 тыс. долларов, то есть в районе 2,7 млн рублей. Считая, что нововведение вызовет рост социальной напряженности, эксперт предлагает, если эта норма будет принята, разрешить ветеранам специальной военной операции и многодетным семьям ввозить автомобили без этого утильсбора.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков сообщает, что за 8 месяцев прошлого года импорт автомобилей из Китая мощностью свыше 160 л. с. составил 80 %, импорт из Кореи – больше 85 %.
«Изменения будут разными. Если взять маломощные и малолитражные автомобили, то там подорожание будет символическое – на 50 тыс., максимум на 100 тыс. рублей. В сегменте машин свыше 160 л. с. иномарки подорожают в разы, даже в десятки раз. За условный Hyundai Palisade покупатель сейчас платит 5,4 тыс. рублей, а будет платить 1,5 млн. Ввоз электрокаров и гибридов практически прекратится, потому что все они больше 160 л. с. Изменение в этой части правил направлено на то, чтобы принудить китайских производителей собирать свои автомобили на российских предприятиях», – такое мнение эксперта приводят СМИ.
Новый механизм утильсбора на автомобили остается одной из самых обсуждаемых тем осени. Необходимо понимать, что это еще лишь законопроект, речь идет сугубо о прогнозах. Надо не забывать, что мера все-таки не введена и сейчас только обсуждается. Автомобиль – это не просто транспорт, это часть экономики, это рабочие места в автосервисах, в логистике, страховании. Повышение утильсбора окажет воздействие на объемы ввоза автомобилей и, как следствие, вызовет падение активности в смежных отраслях и в экономике в целом.
Впрочем, как считает руководящий представитель одной из крупнейших в России автодилерских компании, «не так страшен новый утильсбор, как его малюют».