Более 10-ти лет прошло с тех пор, а избавиться от ставших для меня раритетными номеров журнала не могу, да и вряд ли когда-нибудь получится. Листая их страницы, вижу, как информативно насыщены материалы, как они грамотно изложены. Это была настоящая настольная книга для журналистов, которые и сейчас являются примером того, каким должен быть журналистский материал, да и сам журналист.
Предвижу, что кто-то задастся вопросом: что может быть интересного в этих журналах, ведь они пропитаны советской идеологией? И здесь мне вспоминаются слова нашей преподавательницы, в прошлом журналиста «Дагестанской правды» Мамлакат Зубаировны Мамаевой, которая нам, студентам, говорила: «Отбросьте всю идеологию, и останется то, что вам необходимо». И действительно, все эти идеологические догмы не мешали учредителю журнала – Союзу журналистов СССР — и творческому коллективу редакции работать над словом, темой, поднимать злободневные проблемы, говорить, с чем справляются, в чем отстают советские газеты, советовать, как действеннее освещать вопросы труда, производства, семьи.
Распался Советский Союз, и вместе с ним канули в Лету многие «толстые» журналы. Ныне ту аналитичность, глубину подхода к теме, к ее разработке встречаешь все реже.
К тому же не самое лучшее влияние на журналистские жанры оказывает реклама, которая, как известно, является двигателем торговли и без которой сегодня никуда. Но очевидно, что удачно интегрировать ее в журналистику удается лишь наиболее крупным СМИ.
Самое зрелищное из средств массовой информации для нас сейчас – телевидение. Каждый вечер мы включаем голубой экран, чтобы узнать новости политики за неделю в стране, мире, расширить свой кругозор познавательными передачами, улучшить настроение. Многие и представить себе не могут, как хотя бы один день обойтись без телевизора. Современное ТV — это множество каналов на разные вкусы. Сегодня однако хочется сказать о выходящих в эфир небольших коммерческих телеканалах. В основном у них идут передачи на медицинскую и музыкальную темы, о предоставлении косметологических, парикмахерских услуг. Несомненно, они вносят в палитру телепередач свою индивидуальную струю — больше разнообразия, красочности, но в то же время некоторые передачи не отличаются профессиональным подходом. К сожалению, ведущим далеко не всегда удается раскрыть тему, показать своего собеседника интересным и культурным человеком, которого можно поставить в пример, у кого можно поучиться чему-то доброму.
Практически отсутствуют телепередачи о человеке труда. Слесарь, наладчик на производстве, железнодорожник, животновод, птицевод, строитель, газовик, столяр – как много интересного можно рассказать о людях рабочих профессий, тех, кто трудится изо дня в день и благодаря неустанному труду которых на наших столах появляются продукты, шьется одежда, идут поезда, в дома подается голубое топливо…
Да, жанр очерка сегодня переживает кризис, и не только в электронных средствах массовой информации, но и в газетах. В век высоких технологий мы можем выбирать, отдавать предпочтение более совершенному, привлекательному, переключая каналы, остановиться на том, который хочется всегда смотреть. Здесь и кроется ответ на вопрос. Значит, создателями передач сделано все, чтобы удержать у экрана зрителя, сделать его своим.
Из малого складывается великое. Человеку, работающему на телевидении, в газете, на радио, решившему делом своей жизни определить эту деятельность, важно осознавать значимость своего дела и ответственность за него. Задача каждого, кто держит перо или микрофон в руках, – сделать так, чтобы все доброе, что наработано годами в журналистике, не растерялось, чтобы родник не замутился, наоборот, чтобы достигнутое множилось, процветало, отвечало требованиям времени и совершенствовалось. И не забывать старую истину – думать всегда о том, «как слово наше отзовется».