X
07:41 19.08.2022

Небо стало их судьбой

День воздушного флота, более известный в народе как День авиации, который празднуется в третье воскресенье августа, будет широко отмечаться всеми причастными к авиационной профессии – от тех, кто поднимает в небо небольшие самолеты и авиалайнеры, до технического персонала и работников авиационной инфраструктуры. В этот день отдается дань уважения всем, кто связал свою судьбу с небом, – гражданским и военным летчикам и ветеранам авиации.

День воздушного флота России вместе во всей страной отмечают и авиаторы Дагестана. Нынешние вспоминают о своих товарищах, проложивших путь в небо. Напомним о летчиках-дагестанцах, которые прославились своими подвигами на всю страну. Среди них участники Великой Отечественной войны: дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, именем которого назван Махачкалинский аэропорт, Герои Советского Союза Александр Ситковский, Владимир Громаковский, Леонид Гальченко, Валентин Эмиров, Юсуп Акаев, Владимир Бараненко.

Пионерами развития гражданской авиации в Дагестане были Борис Лавров, Иван Тарелкин, Аркадий Назаревич, Абрам Дзантиев, Эльдар Нуриев, Абдусалим Арсланбеков. Они и их товарищи-авиаторы первыми в Дагестане в середине прошлого века начали летать на горных транспортных и пассажирских маршрутах на самолетах Ан-2. Надо сказать, что полёты в горах Дагестана считались сложными и опасными, от летчиков требовались незаурядное мастерство пилота и серьезная штурманская подготовка. Несмотря на это, сеть полетов здесь была наиболее насыщенной в стране. Прошедшие суровую школу полётов в горах Камиль Моллаев, Идрис Магомедов, Али Алиев, Руслан Нуриев и многие другие затем осваивали авиатрассы по всей стране и в мире на Ан-24, авиалайнерах Ту-134 и Ту-154.

Со многими авиаторами можно было бы пообщаться, расспросить об их пути в авиации, ведь, несомненно, каждый из них может рассказать много интересного. Но нашим собеседником в силу случая оказался ветеран гражданской авиации Али Магомедович АЛИЕВ (на снимке) – пилот первого класса, заслуженный работник транспорта РД.

В Махачкалинский авиаотряд уроженец Новолакского района Дагестана пришел после окончания в 1971 году Кременчугского лётного училища гражданской авиации. Летал на Ан-2, Ан-24, затем на Ту-134, ­Ту-154, то есть освоил все самолеты, состоявшие на вооружении махачкалинского авиапредприятия. После окончания Академии гражданской авиации, продолжая летать, занимал руководящие должности на авиапредприятии, был пилотом-инструктором и наставником. За 41 год летной деятельности Али Алиев налетал более 16 тысяч часов, за штурвал новых магистральных самолётов ТУ-154 сел в числе первых дагестанских летчиков. Высокогорные родительские села Хосрех и Кули видел как на ладони с высоты орлиного полета, пролетая по международным маршрутам в Грузию, Турцию, Египет и Германию. Его летная биография – достойный пример для подражания молодым летчикам.

Выше вопросов безопасности при перевозке людей нет ничего, говорит Али Магомедович. Любое летное происшествие становится поводом для еще большего ужесточения требований и так к очень ответственной работе. Форс-мажорные ситуации в столь долгой авиационной деятельности, конечно же, случались. Ветеран вспомнил те, что произошли в самом начале летной карьеры и в конце. В 1971 году у «кукурузника» Ан-2 при рулении после посадки отказали тормоза из-за лопнувшей трубки в пневматической системе. Ни он, тогда еще только второй пилот, ни командир экипажа не имели достаточной квалификации для полетов в горах, но бежавший по полю самолет удалось остановить, все завершилось благополучно, и летного происшествия не произошло. Много лет спустя, когда Алиев летал уже в качестве командира Ту-154, похожий случай произошел в воздухе. При подготовке к посадке бортинженер экипажа доложил, что исчезло давление в гидравлической системе. Это означало, что после приземления торможение колесами (шасси) будет отсутствовать. Оставалось уповать только на обратную тягу двигателя (реверс) и мастерство управления самолетом. Диспетчер на земле разрешил садиться в самом начале взлетно-посадочной полосы, аварийные службы аэропорта (пожарная, скорая помощь) были приведены в боевую готовность. Но воздушные тормоза сработали нормально, самолет после пробега за пределы ВПП не выкатился.

В подтверждение крайней опасности ситуации можно привести пример, когда аварийно севший 4 декабря 2010 года в подмосковном Домодедове  дагестанский авиалайнер Ту-154 выкатился за пределы ВПП, что закончилось авиационной катастрофой.

Не будем забывать и о летчиках-спортсменах. В период ­60–80-х годов прошлого столетия в республике были подготовлены десятки мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по авиационным видам спорта, которые добились высоких результатов и стали чемпионами и призёрами чемпионатов РСФСР, СССР, Европы, мира и других международных соревнований. Среди них рекорд­смен СССР и мира парашютист Наби Аминтаев, рекордсменка СССР и мира по парашютному спорту Аминат Султанова, чемпион Вооружённых Сил СССР по парашютному спорту Сергей Абдуразаков. Бывший военный лётчик Касум Нажмудинов, в 60-х годах руководивший махачкалинским аэроклубом, был приглашён на должность главного тренера сборной команды СССР по самолётному спорту, в результате чего в течение последующих 30 лет Советский Союз стал считаться законодателем и основным игроком в самолётном спорте во всём мире. Члены советской сборной команды – воспитанники Махачкалинского аэроклуба Любовь Немкова (Морохова) и Галина Лунина стали чемпионами мира, а Муслим Гасанов – абсолютным чемпионом СССР, призёром чемпионатов Европы и мира по высшему пилотажу. Дмитрий Самохвалов, с 2013 года входящий в основной состав сборной команды России, в 2021 году на XIV чемпионате мира по самолётному спорту в Польше, будучи действующим чемпионом Европы по самолётному спорту, также стал и абсолютным чемпионом мира, завоевав сразу 5 золотых медалей. Российская команда тогда выиграла все золотые медали этого чемпионата. Все они авиаторы, и сегодня их день.

Похожие

Крылатая история Страны гор

32
В небе Дагестана первые самолеты появились в 1922 году. Основной их задачей были вначале...

От «Добролёта» до «Аэрофлота»

23
Пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году. В 1920-е после окончания...

Приятного полёта!

11
Воздушный транспорт в Дагестане является, пожалуй, наиболее популярным. Махачкалинский...

Гавань заработала быстрее

16
Эффективность экономики определяют ее жизнеспособность и потенциал развития. Факторов,...

Высший пилотаж

113
Махачкалинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ имеет такую уникальную...

Прерванный полёт

43
День воздушного флота России – профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического...

Взлетающий коэффициент

77
Национальный проект «Производительность труда» работает для повышения...

Славное прошлое и настоящее

69
Сегодня разговор пойдет не о современном и великолепном международном аэропорте...

Статьи из «Общество»

МегаФон обеспечил скоростным интернетом древнейший город Дагестана

4
Более 120 тысячам жителей Дербента стала доступна скорость передачи данных до 100 Мбит/с. Это...

Аза Аминтаева – легенда музыкального мира

10
В музыкальном мире Аза Аминтаева (на снимке) еще...

Стартовал весенний призыв

11
В ходе весенне-летнего призыва планируется набрать в ряды Вооруженных сил более 3700 дагестанцев. Такое задание для республики установил Генеральный штаб...

Центр трёх религий

41
Дербент - город многих культур и религий. Испокон веков здесь мирно проживают мусульмане,...

Наука потреблять

66
Все мы являемся потребителями товаров и услуг. Поэтому прошедший недавно Всемирный день...

Желанный позор

32
Однажды я с Омаргаджи Шахтамановым пошел навестить Расула в «кремлевскую» больницу на улице...

Вы нам писали

19
С начала 2025 года в редакцию газеты «Дагестанская правда» поступило 14 писем, опубликовано на...

Следопыты недр

13
Возраст нашей старушки Земли примерно 4,5 (четыре с половиной) миллиарда лет. Понятно, ни в...

История одного села: Миатли

82
Много ли интересного можно увидеть, побывав только в одном селении? Я точно знаю, желающий...