Несанкционированные «кроты»
Раньше не понимал этого, но сейчас, будучи сам автолюбителем, твердо убежден: машина – не кусок металла, это живой организм. Мой четырехколесный друг 2011 года выпуска, а, как известно, чем старше он становится, тем больше требует к себе внимания, особенно если речь идет о продукции отечественного автопрома.
В последнее время я – частый гость в автосервисе, преимущественно у мастера ходовой: дисциплинированный водитель всегда должен держать руку на пульсе, и в случае подозрительных стуков, шумов, вибрации желательно сразу же обращаться к специалисту. Ходовая находится в состоянии нагрузки, даже если автомобиль неподвижен. А если вы постоянно ездите по разбитым дорогам, детали изнашиваются быстрее.
К сожалению, наш стремительно растущий микрорайон Турали такие программы, как «Комфортная городская среда», «Качественные и безопасные дороги», обошли стороной. Вот горожане жалуются на духоту: поскорее бы лето закончилось. А туралинцы знают, что с наступлением осени начнутся постоянные перебои со светом. Впрочем, речь сейчас о дорогах – артериях жизни, от качества которых напрямую зависит развитие экономики.
Но как же так получается, что в быстроразвивающемся XXI веке, когда берется курс на улучшение жизни путем совершенствования инфраструктуры и, в частности, строительства дорог, в пригороде Махачкалы (официально Турали относится к Ленинской районной администрации) о благах городской цивилизации знают только понаслышке? Как избежать поломки автомобиля, если ежедневно по нескольку раз передвигаться по раскуроченному тут и там дорожному покрытию (на снимке)? В то же время, если рассуждать на эту тему на примере конкретного микрорайона, следует признать, что нередко жители сами же и вскрывают асфальтовое полотно, проводя в дом воду, прокладывая канализационные трубы.
Образовавшуюся траншею засыпают грунтом или песком, в лучшем случае гравием. Однако латание дыр – это лишь временное устранение проблемы, такое «покрытие» недолговечно. Вот и приходится автолюбителям закладывать виражи, дабы не поймать яму, или передвигаться со скоростью черепахи. И, как следствие, из-за трех-четырех домовладельцев страдает весь поселок. Кому хорошо в такой ситуации, помимо тех, кто провел в дом коммуникации, так это пешеходу: водитель здесь особо не разгонится – машину жалко, а любителей быстрой езды у нас хватает.
— Ей-богу, достали уже, сколько можно портить асфальт?! Такими темпами от него скоро ничего не останется, — с трудом сдерживает эмоции один из водителей. И его понять можно: частые поломки автомобиля – явление само по себе неприятное.
Возникают вполне резонные вопросы: имеют ли право жители самовольно разрушать дороги при прокладке труб? Могут ли проводиться такого рода «раскопки» без согласования с ответственными инстанциями? И самое главное, кто должен восстанавливать поврежденный асфальт?
– Таких случаев, когда нерадивые жильцы частных домов начинают ломать асфальтовое покрытие и потом не восстанавливают его, довольно много, – отмечает начальник жилищно-коммунального отдела администрации Ленинского района Махачкалы Шамиль Магомедов. — С подобными проявлениями надо всячески бороться.
Солидарен с ним и начальник отдела ремонта и содержания территориальных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики Гаджибек Гаджибеков.
Прокладку водопроводных, газопроводных труб, электросетей и иных коммуникаций вдоль существующих дорог, по словам нашего собеседника, необходимо проводить с привлечением служб, отвечающих за тот или иной участок работы. В противном случае мы имеем дело с нарушением законодательства.
В пределах населенных пунктов этими вопросами занимаются администрации на местах (в ведении министерства – дороги общего пользования, регионального, межмуниципального и местного значения, находящиеся в республиканской собственности), которые должны заказать проектно-сметную документацию. В стадии разработки сметы проект согласовывается со всеми заинтересованными сторонами, дорожниками в том числе. А те в свою очередь выдают технические условия на прокладку труб вдоль дороги или при ее пересечении. В техусловиях прописано, что они выдаются только для разработки проектно-сметной документации. Если соответствуют техническим условиям министерства, то проект согласовывается, после чего строительная организация приступает к работе. Все расходы несет заказчик (по восстановлению поврежденного участка дороги тоже). А дорожные службы контролируют ход выполнения этих работ в соответствии с нормативными требованиями.
При строительстве либо реконструкции дорог, по идее, должны меняться и сами сети. Согласитесь, так было бы логичнее и правильнее. Но в той же программе «Качественные и безопасные дороги», как поясняет Шамиль Магомедов, не предусмотрено финансирование замены водопроводных, канализационных сетей. А они в большинстве своем изношены, давно отслужили свой срок. Асфальт положат, через какое-то время происходит утечка. Вот и приходится частично разрушать его.
Как видим, вопрос очень серьезный. Конечно, все коммуникации должны быть подведены государством заблаговременно, и уже потом жильцы подключаются к ним. Но у нас как бывает? Коммуникаций нет, и люди начинают сами прокладывать для себя дорожку в коммунальный рай: собирают деньги, договариваются с организациями, работа ведется без проектов и без согласования. Естественно, о соблюдении нормативов, техусловий и речи быть не может.
Администрации на местах такие процессы должны контролировать, это их работа, и контролировать в первую очередь в целях безопасности самих жильцов. А им следует помнить, что при подобных нарушениях могут быть применены меры наказания. У отраслевого ведомства таких полномочий нет. Но оно дает предписание о приостановлении работы, после чего направляет материал в правоохранительные органы, которые и принимают соответствующие меры по отношению к нарушителям.