Неуёмная энергия творца

Живет в Санкт-Петербурге уроженец Дагестана Вадим Мирзоев, выходец из известного ахтынского рода Мирзоевых (его отец Абдула Магомедович Мирзоев был наркомом финансов Дагестана в 30-х годах прошлого века, старший брат отца Сулейман Эмиров в те же годы занимал пост наркома труда республики, а брат Димир Мирзоев был известным ученым-геологом, членом Академии естественных наук РФ).
Но Вадим Абдулаевич написал в редакцию не для того, чтобы рассказать об истории своего тухума. Он поведал об интересном факте, имеющем отношение к Дагестану. На так называемой «коммунистической площадке» Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге В. Мирзоев обнаружил могилу с захоронением в 1935 году нашего земляка Мусабека (на плите написано Муссабек) Хаджи Касумова. Кстати говоря, удостаивались чести быть похороненными в этом сакральном месте только люди, имевшие большие заслуги перед Родиной. Именно к таким и относился Мусабек Касумов. Вадим Абдулаевич любезно предоставил и фото надгробной плиты, установленной на могиле нашего земляка.
Так кто же он, этот наш земляк? Мы нашли некоторые архивные материалы. Оказалось, что в 1925-1930 годы М. Касумов был заместителем председателя Совета народных комиссаров, председателем Совета народного хозяйства Азербайджана, председателем государственного планового комитета Азербайджанской ССР. В 1930-1933 годы был начальником управления архитектуры и планирования Ленинградского горсовета, а в 1933-1935 годы создал Союз архитекторов Ленинграда, став его первым председателем. Как видим, уроженец дагестанского селения Касумкент (родился в 1886 году) достиг поистине высоких вершин как в деле государственного строительства, так и в творчестве.
Считается, что наша жизнь «течет», «проходит». Но это не совсем так. Именно люди направляют ее, они главные двигатели этого процесса. Но, конечно, речь идет о людях активных, о людях-новаторах, о тех, кто имеет свою гражданскую позицию. Именно таким был наш земляк Мусабек Хаджи Касумов, архитектор и государственный деятель, как бы сегодня сказали, «человек с активным общественным лицом». Однако свою неуемную энергию творца, в самом прямом смысле этого слова, он реализовал не у себя на малой родине, в Дагестане, а в Азербайджане и в Ленинграде в 20-х и 30-х годах прошлого века.
В некрологе Н. Ф. Хомутецкого на смерть М.Касумова, опубликованном в журнале «Архитектура СССР» (№6 за 1935 год) говорится, что «…партия и архитектурный фронт нашей страны потеряли одного из лучших своих сынов, отдавшего все свои силы нашей социалистической родине»…
Большой жизненный путь прошел Касумов за свои 48 лет. Родившись в Дагестане в семье мелкого чиновника, он в раннем детстве лишился отца и вместе с матерью и многочисленной семьей жил у дяди. Окончив Бакинское реальное училище, Касумов решил быть архитектором, к чему чувствовал большое призвание. Он поступает в Институт гражданских инженеров в Ленинграде. В вузе он вступает в подпольные революционные студенческие организации. С 4 курса его исключают как «политически неблагонадежного». Но это не убивает его любви и стремлений к архитектуре. Ведя уже постоянную революционную работу, он продолжает изучать памятники архитектуры, рисует и проектирует, работая у ряда архитекторов в Ленинграде и Баку.
В 1904 г. он становится членом Бакинского комитета РСДРП и дважды отбывает тюремное заключение. В своей подпольной работе Касумов неоднократно встречается с И.В. Сталиным. Революцию он встречает как вполне зрелый революционер и архитектор. Партия поручает ему ряд ответственных и руководящих работ. В 1918 г. он назначается комиссаром электростанций Петрограда. Затем работает председателем завкома Первой государственной электростанции и директором этой же станции.
С 1921 по 1925 гг. М. Касумов работает председателем правления Электротока в Ленинграде, неоднократно докладывает непосредственно Ленину о перспективах и планах электрификации Ленинграда и области. С укреплением национальных республик партия посылает его в Азербайджан, где до 1930 г. он трудится на многих руководящих постах. В Азербайджане он знакомится с С.М. Кировым. В 1931 г. Касумов опять в Ленинграде, где он применяет свои силы и способности организатора вначале в Гипроземе, а с 1932 г. руководит архитектурно-планировочным отделом Ленсовета, избирается председателем Союза советских архитекторов и председателем Экспертного совета, реализуя идею превращения Ленинграда в образцовый социалистический город. Но богатая, яркая биография славного борца была бы неполной, если бы мы не указали на одну чрезвычайно характерную и ценную для него особенность. Выполняя все эти большие и сложные работы, Касумов продолжает по-прежнему любить архитектуру и занимается ею.
Лишь после революции по-настоящему разворачивается его архитектурное творчество. С большим трудом выбирая для этой работы время, Касумов успешно участвует в ряде архитектурных конкурсов. Он побеждает в конкурсе на первый вариант Волховстроя, получает первую премию в конкурсе на текстильную фабрику в Азербайджане и проектирует ряд жилых поселков и зданий. И все это делается урывками, после утомительной и сложной работы. Его работоспособность поражала более молодых и здоровых. Он упорно боролся со своей болезнью, отказываясь от предложений бросить все и серьезно лечиться.
В последние годы жизни, несмотря на то, что работа в АПО, в союзе, в архитектурном комитете отнимала у него все время, он мечтал выкроить время, «тряхнуть стариной» и спроектировать и осуществить какое-либо сооружение.
Касумов, пожалуй, и не замечал того огромного значения, которое имела его руководящая работа для всего архитектурного фронта Ленинграда. Не имея сам достаточных условий и времени для непосредственно творческой работы, за последние три-четыре года он много сделал для того, чтобы его коллеги творили в лучших условиях.
В 1932 г. он был душой и организатором единого союза советских архитекторов в Ленинграде, ведя непримиримую борьбу с остатками настроений обособленности и традиционного архитектурного сепаратизма. Будучи руководителем АПК и председателем Архитектурного комитета, он много энергии приложил для социалистической реконструкции Ленинграда.
Его умение понимать и ценить человека способствовало тому, что вокруг него было много честных и преданных друзей и работников. Касумова, человека с большим сердцем, не стало в тот момент, когда многое из того, о чем он мечтал и за что боролся, уже претворяется в жизнь…».
К этим словам из некролога Н. Хомутецкого добавим, что в правление Союза архитекторов Ленинграда вошли известные в городе специалисты – представители различных архитектурных течений: А. С. Никольский, Л. А. Ильин, Г. А. Симонов, другие ленинградские архитекторы, по 8 представителей от прежних «Общества архитекторов» (ЛОА) и «Общества архитекторов-художников» (ЛОАХ).
Позже Ленинградское отделение было преобразовано в Ленинградскую организацию Союза архитекторов СССР, которую также возглавил Мусабек Хаджи Касумов.
В годы Великой Отечественной войны семья М. Касумова находилась в блокадном Ленинграде. В живых осталась только его дочь Марьяна Мусабековна.
Комментарии специалистов:
Увайс Камалов, председатель Дагестанской организации Союза архитекторов РФ, почетный архитектор РФ, в недавнем прошлом главный архитектор г. Махачкалы:
– После революции художники русского авангарда, в частности архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В 30-х годах прошлого века они стремились к новому. Был лозунг: «Долой прошлое до основания, а потом…».
Они пытались в архитектуре уйти от классических канонов. Мусабек Касумов был нацелен на реализацию проекта социалистической реконструкции Ленинграда. То есть пытался привнести что-то новое. Это был государственный человек, с серьезным потенциалом организатора производства и творческой личности. Он успешно работал и в Баку, и в Ленинграде. И там, и там он был уважаем и востребован. Достаточно сказать, что он возглавлял Госплан Азербайджана. Именно тогда, видимо, С. Киров заметил его архитектурные способности и организаторский талант. И когда Сергей Миронович возглавил Ленинградскую парторганизацию, Касумов оказался нужен и в городе на Неве, где продолжил свою многогранную деятельность. У Мусабека Касумова всегда бился пульс исследователя, постижения всего неизведанного. Жаль, что о наших знаменитых земляках мы знаем так мало. А ведь без прошлого нет будущего. Недавно мы отметили 80-летие Союза архитекторов Дагестана. В его составе 50 человек. Думаю, что жизненная и творческая биография Мусабека Касумова будет примером для молодого поколения архитекторов Дагестана.
Сулман Каврнуукаев, руководитель АПМ-11 «Гипрогор-Кавказ», член Союза архитекторов РФ, главный архитектор г. Грозного (2000-2011 годы):
– Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялись правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени. В период, когда М. Касумов работал в Ленинграде, были сооружены такие памятники модерна, как Дом компании Зингер, он же Дом Книги, а также гостиница «Астория» и Витебский вокзал. В Москве можно выделить ЦУМ, гостиницу «Метрополь» и особняк Листа.
В то время сформировались интересные архитектурные движения, зарождались новые идеи в архитектуре, в частности архитектурный конструктивизм. Он стал лидирующим стилем в архитектуре. Для него были характерны в противовес модерну четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма были свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-коммуны. Но этот стиль был признан буржуазным явлением.
Те немногие объекты, которые были построены, к примеру, «Дом Мельникова» в Москве, попали в учебники архитектуры. Дело в том, что при построении нового коммунистического общества отрицалась семья как таковая. Со своей стороны архитекторы также включились в этот процесс – проектировались так называемые дома-общежития, с комнатами-ячейками, предусматривалась детская зона, столовая. Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России, – сталинский. И, как я понял из имеющихся материалов, планы Мусабека Касумова и были направлены на борьбу с «архитектурным сепаратизмом». Несмотря на это, он был идеалистом и романтиком. Сейчас он пересмотрел бы многие взгляды на традиционные ценности…
Статьи из «Общество»
По следам одного судебного решения

Визит контролёра

Экологические вызовы

Новаторский характер

Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи
