Неуёмная энергия творца
Живет в Санкт-Петербурге уроженец Дагестана Вадим Мирзоев, выходец из известного ахтынского рода Мирзоевых (его отец Абдула Магомедович Мирзоев был наркомом финансов Дагестана в 30-х годах прошлого века, старший брат отца Сулейман Эмиров в те же годы занимал пост наркома труда республики, а брат Димир Мирзоев был известным ученым-геологом, членом Академии естественных наук РФ).
Но Вадим Абдулаевич написал в редакцию не для того, чтобы рассказать об истории своего тухума. Он поведал об интересном факте, имеющем отношение к Дагестану. На так называемой «коммунистической площадке» Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге В. Мирзоев обнаружил могилу с захоронением в 1935 году нашего земляка Мусабека (на плите написано Муссабек) Хаджи Касумова. Кстати говоря, удостаивались чести быть похороненными в этом сакральном месте только люди, имевшие большие заслуги перед Родиной. Именно к таким и относился Мусабек Касумов. Вадим Абдулаевич любезно предоставил и фото надгробной плиты, установленной на могиле нашего земляка.
Так кто же он, этот наш земляк? Мы нашли некоторые архивные материалы. Оказалось, что в 1925-1930 годы М. Касумов был заместителем председателя Совета народных комиссаров, председателем Совета народного хозяйства Азербайджана, председателем государственного планового комитета Азербайджанской ССР. В 1930-1933 годы был начальником управления архитектуры и планирования Ленинградского горсовета, а в 1933-1935 годы создал Союз архитекторов Ленинграда, став его первым председателем. Как видим, уроженец дагестанского селения Касумкент (родился в 1886 году) достиг поистине высоких вершин как в деле государственного строительства, так и в творчестве.
Считается, что наша жизнь «течет», «проходит». Но это не совсем так. Именно люди направляют ее, они главные двигатели этого процесса. Но, конечно, речь идет о людях активных, о людях-новаторах, о тех, кто имеет свою гражданскую позицию. Именно таким был наш земляк Мусабек Хаджи Касумов, архитектор и государственный деятель, как бы сегодня сказали, «человек с активным общественным лицом». Однако свою неуемную энергию творца, в самом прямом смысле этого слова, он реализовал не у себя на малой родине, в Дагестане, а в Азербайджане и в Ленинграде в 20-х и 30-х годах прошлого века.
В некрологе Н. Ф. Хомутецкого на смерть М.Касумова, опубликованном в журнале «Архитектура СССР» (№6 за 1935 год) говорится, что «…партия и архитектурный фронт нашей страны потеряли одного из лучших своих сынов, отдавшего все свои силы нашей социалистической родине»…
Большой жизненный путь прошел Касумов за свои 48 лет. Родившись в Дагестане в семье мелкого чиновника, он в раннем детстве лишился отца и вместе с матерью и многочисленной семьей жил у дяди. Окончив Бакинское реальное училище, Касумов решил быть архитектором, к чему чувствовал большое призвание. Он поступает в Институт гражданских инженеров в Ленинграде. В вузе он вступает в подпольные революционные студенческие организации. С 4 курса его исключают как «политически неблагонадежного». Но это не убивает его любви и стремлений к архитектуре. Ведя уже постоянную революционную работу, он продолжает изучать памятники архитектуры, рисует и проектирует, работая у ряда архитекторов в Ленинграде и Баку.
В 1904 г. он становится членом Бакинского комитета РСДРП и дважды отбывает тюремное заключение. В своей подпольной работе Касумов неоднократно встречается с И.В. Сталиным. Революцию он встречает как вполне зрелый революционер и архитектор. Партия поручает ему ряд ответственных и руководящих работ. В 1918 г. он назначается комиссаром электростанций Петрограда. Затем работает председателем завкома Первой государственной электростанции и директором этой же станции.
С 1921 по 1925 гг. М. Касумов работает председателем правления Электротока в Ленинграде, неоднократно докладывает непосредственно Ленину о перспективах и планах электрификации Ленинграда и области. С укреплением национальных республик партия посылает его в Азербайджан, где до 1930 г. он трудится на многих руководящих постах. В Азербайджане он знакомится с С.М. Кировым. В 1931 г. Касумов опять в Ленинграде, где он применяет свои силы и способности организатора вначале в Гипроземе, а с 1932 г. руководит архитектурно-планировочным отделом Ленсовета, избирается председателем Союза советских архитекторов и председателем Экспертного совета, реализуя идею превращения Ленинграда в образцовый социалистический город. Но богатая, яркая биография славного борца была бы неполной, если бы мы не указали на одну чрезвычайно характерную и ценную для него особенность. Выполняя все эти большие и сложные работы, Касумов продолжает по-прежнему любить архитектуру и занимается ею.
Лишь после революции по-настоящему разворачивается его архитектурное творчество. С большим трудом выбирая для этой работы время, Касумов успешно участвует в ряде архитектурных конкурсов. Он побеждает в конкурсе на первый вариант Волховстроя, получает первую премию в конкурсе на текстильную фабрику в Азербайджане и проектирует ряд жилых поселков и зданий. И все это делается урывками, после утомительной и сложной работы. Его работоспособность поражала более молодых и здоровых. Он упорно боролся со своей болезнью, отказываясь от предложений бросить все и серьезно лечиться.
В последние годы жизни, несмотря на то, что работа в АПО, в союзе, в архитектурном комитете отнимала у него все время, он мечтал выкроить время, «тряхнуть стариной» и спроектировать и осуществить какое-либо сооружение.
Касумов, пожалуй, и не замечал того огромного значения, которое имела его руководящая работа для всего архитектурного фронта Ленинграда. Не имея сам достаточных условий и времени для непосредственно творческой работы, за последние три-четыре года он много сделал для того, чтобы его коллеги творили в лучших условиях.
В 1932 г. он был душой и организатором единого союза советских архитекторов в Ленинграде, ведя непримиримую борьбу с остатками настроений обособленности и традиционного архитектурного сепаратизма. Будучи руководителем АПК и председателем Архитектурного комитета, он много энергии приложил для социалистической реконструкции Ленинграда.
Его умение понимать и ценить человека способствовало тому, что вокруг него было много честных и преданных друзей и работников. Касумова, человека с большим сердцем, не стало в тот момент, когда многое из того, о чем он мечтал и за что боролся, уже претворяется в жизнь…».
К этим словам из некролога Н. Хомутецкого добавим, что в правление Союза архитекторов Ленинграда вошли известные в городе специалисты – представители различных архитектурных течений: А. С. Никольский, Л. А. Ильин, Г. А. Симонов, другие ленинградские архитекторы, по 8 представителей от прежних «Общества архитекторов» (ЛОА) и «Общества архитекторов-художников» (ЛОАХ).
Позже Ленинградское отделение было преобразовано в Ленинградскую организацию Союза архитекторов СССР, которую также возглавил Мусабек Хаджи Касумов.
В годы Великой Отечественной войны семья М. Касумова находилась в блокадном Ленинграде. В живых осталась только его дочь Марьяна Мусабековна.
Комментарии специалистов:
Увайс Камалов, председатель Дагестанской организации Союза архитекторов РФ, почетный архитектор РФ, в недавнем прошлом главный архитектор г. Махачкалы:
– После революции художники русского авангарда, в частности архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В 30-х годах прошлого века они стремились к новому. Был лозунг: «Долой прошлое до основания, а потом…».
Они пытались в архитектуре уйти от классических канонов. Мусабек Касумов был нацелен на реализацию проекта социалистической реконструкции Ленинграда. То есть пытался привнести что-то новое. Это был государственный человек, с серьезным потенциалом организатора производства и творческой личности. Он успешно работал и в Баку, и в Ленинграде. И там, и там он был уважаем и востребован. Достаточно сказать, что он возглавлял Госплан Азербайджана. Именно тогда, видимо, С. Киров заметил его архитектурные способности и организаторский талант. И когда Сергей Миронович возглавил Ленинградскую парторганизацию, Касумов оказался нужен и в городе на Неве, где продолжил свою многогранную деятельность. У Мусабека Касумова всегда бился пульс исследователя, постижения всего неизведанного. Жаль, что о наших знаменитых земляках мы знаем так мало. А ведь без прошлого нет будущего. Недавно мы отметили 80-летие Союза архитекторов Дагестана. В его составе 50 человек. Думаю, что жизненная и творческая биография Мусабека Касумова будет примером для молодого поколения архитекторов Дагестана.
Сулман Каврнуукаев, руководитель АПМ-11 «Гипрогор-Кавказ», член Союза архитекторов РФ, главный архитектор г. Грозного (2000-2011 годы):
– Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялись правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени. В период, когда М. Касумов работал в Ленинграде, были сооружены такие памятники модерна, как Дом компании Зингер, он же Дом Книги, а также гостиница «Астория» и Витебский вокзал. В Москве можно выделить ЦУМ, гостиницу «Метрополь» и особняк Листа.
В то время сформировались интересные архитектурные движения, зарождались новые идеи в архитектуре, в частности архитектурный конструктивизм. Он стал лидирующим стилем в архитектуре. Для него были характерны в противовес модерну четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма были свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-коммуны. Но этот стиль был признан буржуазным явлением.
Те немногие объекты, которые были построены, к примеру, «Дом Мельникова» в Москве, попали в учебники архитектуры. Дело в том, что при построении нового коммунистического общества отрицалась семья как таковая. Со своей стороны архитекторы также включились в этот процесс – проектировались так называемые дома-общежития, с комнатами-ячейками, предусматривалась детская зона, столовая. Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России, – сталинский. И, как я понял из имеющихся материалов, планы Мусабека Касумова и были направлены на борьбу с «архитектурным сепаратизмом». Несмотря на это, он был идеалистом и романтиком. Сейчас он пересмотрел бы многие взгляды на традиционные ценности…