Купить PDF-версию
11:52 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
06:23 11.08.2010

Неуловимое новолуние

Скоро Ураза-Байрам. Скоро тезис о единстве дагестанского народа пройдет очередное испытание на прочность. Скоро некоторые сельские имамы почувствуют себя муфтием республики. Скоро муфтию республики станет неловко за своих «соратников». Все это будет скоро. А может, нет? Хотелось бы ошибиться.

НАДЕЖНОЕ ПРАВИЛО

Сын: Почему ты уверен, что будут разногласия?

Отец: Есть множество признаков в самых разных сферах, которые свидетельствуют о том, что дагестанский народ еще не до конца осознал значение и важность своего единства. Мы пока проявляем единство только в условиях внешней угрозы.

Сын: Почему в начале месяца нельзя говорить о том, когда закончится месяц? Религиозные деятели разве не знают, сколько дней длится месяц?

Отец: В исламе нет строго установленного количества дней в месяце. Все определяют по луне. Если после захода солнца на небе виден серп новой луны, то это считается началом нового месяца.
Сын: Тогда в чем проблема? Наши имамы не знают, как движется луна?

Отец: Во времена нашего пророка (с) об этом мало кто знал. Новолуние определяли на глаз. Кто-то, заслуживающий доверия, своими глазами должен был увидеть новую луну. Мы во всем подражаем нашему пророку (с).

Сын: А пророк (с) знал о законах движения луны?

Отец: Конечно, знал. Он рассказал о правилах движения луны настолько доступно и просто, что люди до сих пор пользуются этим правилом и не ошибаются. Он сказал примерно следующее: «В лунном месяце то 29, то 30 дней. Если 29 числа вечером не увидели луну, то прибавьте еще один день». Это правило работает до сих пор, и будет дальше работать. Это надежное правило.

ПРИЧИНА РАЗНОГЛАСИЙ

Сын: Ничего себе, надежное правило! Почему тогда в разных селениях Уразу-Байрам отмечают в разные дни?

Отец: Правило пророка (с) тут ни при чем. Видишь, сколько у нас имамов? Около 2,5 тысячи мечетей в Дагестане. Не мудрено, что среди такого количества имамов может оказаться человек с замашками Наполеона. А муфтий один. Как там говорят: Плох тот имам, который не мечтает стать муфтием.

Сын: Получается, что у нас муфтий слабый, если каждый имам считает, что можно брать на себя исполнение его обязанностей?

Отец: Нет, дело не в муфтии. Кто бы ни оказался на месте муфтия, всегда найдется человек, который будет считать, что у него знаний больше, голос громче, тело крепче, борода гуще, штаны короче, рубашка белее и т.д.

Сын: А почему муфтий заранее не говорит, когда будет Ураза Байрам? Если бы он не молчал, другие бы не «умничали». Почему он в начале месяца Рамазан не говорит, что Ураза-Байрам будет вот такого числа? И точка.

Отец: Не все так просто. Есть знания, и есть ритуал. Муфтий обязан соблюдать ритуал.

ЗНАНИЯ И РИТУАЛ

Сын: Причем тут ритуал и элементарный порядок определения местоположения луны на небе? Эту луну давно топтали вдоль и поперек. Говорят, что даже участки на луне уже розданы людям. 
Отец: Так свысока нельзя относиться к луне. Да, мы знаем местоположение луны на небе, но каково ее предназначение в мироздании, еще предстоит выяснить.

Сын: Что теперь молиться будем на луну?

Отец: Поклонение чему-либо и кому-либо, кроме Всевышнего, в исламе запрещено. Это очень не простой вопрос. Я в свое время даже написал статью «Тайна лунного календаря». Она была опубликована в «Дагестанской правде». Ты читал эту статью?

Сын: Нет, не читал. Я и так знаю, что наука сегодня может точно определить местоположение луны на небе.

Отец: Стремись к вежливости и избегай высокомерия. Прежде чем написать статью «Тайна лунного календаря», я шесть месяцев непрерывно с атласом в руках наблюдал за ночным небом. А над текстом работал еще три месяца. Итого девять месяцев, чтобы написать одну статью. Это очень серьезная тема.

Сын: А почему ты не продолжаешь этим заниматься, раз так интересно?

Отец: Я захотел разобраться в конкретном вопросе, и разобрался. Этого достаточно. При этом убедился, что даже люди с высшим образованием не всегда знают астрономию на уровне школьного курса, что позволяет некоторым «знатокам небесных дел» пудрить мозги людям.

ТАЙНА ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ

Сын: А что ты можешь добавить к тому, что написал в своей статье?

Отец: Практически ничего. Я пытался разгадать тайну лунного календаря, будучи уверенным, что для науки там никакой тайны нет. Проблема в разъяснении достижений науки в доступной для верующих форме. Разногласия между наукой и духовенством в этом вопросе еще будут сохраняться. В этом ничего страшного нет, ибо есть простое правило пророка (с): «Сомнения толкуются в пользу дополнительного дня». Сейчас мы говорим о разногласиях внутри духовенства Дагестана. Вот для этих разногласий в Дагестане оснований нет. Эти разногласия основаны на амбициях на лидерство и претензиях на избранность. Я об этом подробно писал в статье «Тайна лунного календаря».

Сын: Если нет тайны, если всем все известно, то почему такие разногласия в этом вопросе?

Отец: Я выше уже сказал об этом.

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Сын: Ничего не понятно. Может муфтий заранее объявить о дне праздника или нет?

Отец: Нет, не может.

Сын: Ты же говоришь, что это элементарно. Получается, что наш муфтий не понимает элементарных вещей.

Отец: Муфтий должен соблюдать ритуал. Он не может отходить от правила пророка (с). Решение принимается вечером 29 числа.

Сын: Почему тогда постоянно ошибаемся?

Отец: Нужно уточнить, кто ошибается. Муфтий озвучивает согласованное решение. Ошибаются имамы, не желающие подчиниться коллегиальному решению. Всегда находятся люди, которые считают себя более осведомленными в делах религии, чем Духовное управление вместе взятое.

Сын: В чем смысл ритуала, если этот ритуал вносит путаницу в ряды верующих?

Отец: Если нам кажется, что в исламе есть положения, которые вносят путаницу в ряды верующих, то путаница не в этих положениях, путаница в мозгах людей. Нужно спокойно и терпеливо разбираться, а не «включать рога».

СПОР И ИСТИНА

Сын: В спорах рождается истина. Пусть спорят.

Отец: В спорах рождаются и крепнут разногласия. Истина бесспорна.

Сын: Ты предлагаешь всем просто соглашаться с решением Духовного управления относительно даты праздника?

Отец: Нет. Я не предлагаю просто так соглашаться с решением Духовного управления. Я предлагаю сделать это очень осознанно. Разумный человек всегда допускает возможность ошибки, ибо он хорошо знает достоинства и недостатки своего ума. Отсюда и терпение, в том числе терпение к чужим ошибкам и недостаткам.

Сын: А какой резон Духовному управлению «перетягивать одеяло» на свою сторону?

Отец: В том то и дело, что никакой. Духовное управление не с потолка берет дату праздника. Все делается в строгом соответствии с требованиями шариата.

Сын: Никак не могу понять, в чем тогда причина разногласий.

ЛУНА И МОЛЛА

Отец: Молла Насреддин решил не соблюдать пост и специально не смотрел на небо. На упреки верующих в том, что он не соблюдает пост, он отвечал, что еще не увидел луну. Ему предлагали поднять глаза на небо и посмотреть на луну, а он говорил, что ему незачем искать луну, надо будет, луна сама найдет его. В конце концов, Молла увидел отражение луны на дне колодца, и был вынужден соблюдать пост.

Наши «горе алимы» тоже ждут, пока луна к ним лично «заглянет». Они твердят: «Я не увидел луну, значит, новый месяц еще не наступил». Ему говорят, что есть масса людей, которые подтверждают, что увидели луну, на основании всех подобных сообщений Духовное управление уже объявило о дне праздника, а он твердит, что он лично не увидел луну. Вот такой современный Молла Насреддин. Отличие в том, что Молла Насреддин в свое время никому ничего не навязывал.

Сын: А есть же имамы, которые отмечают праздник раньше, чем Духовное управление. Получается, что Духовное управление «прозевало» луну? Никто не увидел луну, а этот человек увидел?

Отец: Есть случаи, когда «зоркий на глаз» имам «доказывает» джамаату, что он увидел луну, когда точно известно, что луна зашла за горизонт раньше захода солнца, и никто не мог увидеть луну после захода солнца, потому что ее там не было и быть не могло. «Луноликий имам» каким-то оком увидел луну на пустом небе. Вот такие смелые «имамы». Ничего не боятся. А иногда это даже не имам, а «простой верующий», который считает, что он «всех румяней, всех белей». Тут и имам бессилен, а это приводит к разногласиям даже внутри одного селения.

Сын: Я так понял, что эти разногласия никогда не исчезнут. Пусть отмечают свой праздник, когда хотят. Какая разница, кто и когда отмечает Уразу-Байрам?

НАРОД И НАРОДНОСТЬ

Отец: Большая разница. Речь идет о единстве народа. В таких вопросах мелочей не бывает. Любая трещина в глубине бетона рано или поздно выходит наружу. Нужно всячески оберегать единство народа.
Сын: А что плохого в том, что каждый народ будет сам решать свою судьбу?

Отец: С понятием «народ» у нас большая путаница. Народ, народность, племя, общность, сообщество, люди, нация, национальность, этнос, группа, население, общество, электорат, избиратели, публика, толпа и т.д. Чего только не придумали, лишь бы запутать людей. Мы запутались в терминах. Или нас сознательно запутали. Нет ясности.

Сын: Ты хочешь сказать, что аварцы, к примеру, это не народ?

Отец: В Дагестане с точки зрения государственности кроме многонационального дагестанского народа другого народа нет и быть не может.

Сын: Почему же в таком случае говорят: аварский народ, кумыкский народ, лакский народ и т.д.?

Отец: Смотря, что мы понимаем под словом «народ»? Мы говорим, что на свадьбе было много народу. Или такое: народ отдыхает на празднике. Если мы используем слово «народ» для обозначения группы людей (на свадьбе, на празднике одной национальности и т.д.), то это одна ситуация. Другая ситуация, когда мы употребляем слово «народ» в увязке с государственностью. Государственность имеет только многонациональный дагестанский народ.

Аварцы — это часть дагестанского народа. Целое отличается от части, в том числе должно отличаться и по наименованию. Часть народа не может называться народом. Здесь требуется другое слово. Если же мы часть называем тем же словом, что и целое, то смысл этого слова должен быть уже другим. Нужно уточнить, в каком значении мы употребляем слово «народ».

Сын: Значит, понятие «аварский народ» отличается от понятия «дагестанский народ» не только количественно?

Отец: Это разные категории. Слово «народ» здесь имеет разное значение. У аварцев нет государственных должностей, а отдельные аварцы, занимающие государственные должности, представляют не аварский народ, а дагестанский народ или российский народ, в зависимости от уровня занимаемой должности. Это относится и к другим народностям Дагестана. Народ у нас один, если мы говорим о государственности.

Сын: Получается, что правильно делают те народности, которые претендуют на свою государственность? Какая народность не хочет быть народом в полном смысле этого слова?

ЛОШАДЬ НА АВТОСТРАДЕ

Отец: Не простой вопрос даже теоретически. Практически — это бесполезное и глупое занятие. Это напоминает человека, который на лошади вышел на автостраду и решил тягаться в скорости с современными автомобилями. Существует еще вариант индейских племен, изолированных от мира. Ты об этом мечтаешь?

Сын: Почему тогда столько разговоров вокруг обретения государственности отдельными народностями Дагестана?

Отец: У каждой народности периодически появляется человек, у которого чешется в одном месте. Самое печальное, что такие люди уверены, что чесать нужно прилюдно. Сегодня в этом деле преобладающим стал религиозный фактор. Но чешется все там же, а религией банально спекулируют.

Сын: Получается, что наши народности обречены жить в одной республике? Все наши народности представлены в мире только через многонациональный дагестанский народ?

Отец: А что тут плохого? Не только отдельные народности Дагестана, но и весь дагестанский народ сегодня не может претендовать на самостоятельную и значимую игру в мировом масштабе. Сегодня в мире более двухсот государств. Допустим, станет Дагестан еще одним суверенным государством. Мы сразу войдем в восьмерку или двадцатку развитых стран мира? Сегодня Россия с ее огромным экономическим потенциалом с трудом выдерживает натиск супердержав. Мелкие государства объединяются в более крупные образования. А мы что делаем? Не плюй против ветра.
Сын: Если Россия слабеет, то почему бы нам не искать более надежных покровителей?

Отец: Сам додумался до такой глупости?

Сын: Вообще то, на улице и не такое услышишь.

Отец: Разочаровавшись в родительском доме, найдешь ли ты, сынок, покой на вокзале (на мировом рынке)? Возвращение блудного сына – это символическая картина. Полезно ходить босиком, но обувь лучше держать при себе.

Сын: Как можно спокойно жить, если ты знаешь, что ты не свободен, зависим от других?

СВОБОДА И ВЗАИМОСВЯЗЬ

Отец: Там, где есть два элемента, там есть взаимодействие между ними, есть взаимосвязь. Свободное падение — интересная штука, но в условиях Земли не наблюдается. Такова реальность. А ты посмотри, сколько вокруг тебя вещей, животных и людей. Какая тут свобода и независимость? 

Сын: Ты хочешь, чтобы люди отказались от свободы?

Отец: Свобода – понятие сложное. Многих мыслителей она запутала. У человека ограниченный срок жизни, человек ограничен в своих действиях, но безграничны его мысли. Свобода связана не столько с нашими действиями, сколько с нашим отношением к тому, что происходит. Когда Джавахарлала Неру освободили из тюрьмы, то он попросил оставить его в тюрьме еще несколько дней, пока не закончит философские беседы с заключенными. Вот это свобода! И какое чувство долга!

Или возьмем другую ситуацию: Человек сидит в легковом автомобиле, который находится на кузове грузовика, а грузовик едет в Москву. Вопрос: На чем этот человек едет в Москву? Он может считать, что едет в легковом автомобиле, на самом деле он едет на грузовике. Вот что такое наша свобода. Мы очень часто не замечаем тот грузовик, на котором находится наш автомобиль. Вместо грузовика можете взять поезд, паром или Россию в целом.

Сын: Есть же люди, которые предлагают не только отделиться от России, но создать при этом исламскую республику?

Отец: А что изменится? Та же лошадь на автостраде, только «ковбой» на этот раз в тюбетейке.

АЗАН И БАЙРАМ

Сын: Мир изменился до неузнаваемости. Достижения современной науки впечатляют. Никак не могу понять, почему нельзя по современным календарям заранее объявить о дате праздника Ураза-Байрам? Такое впечатление, что весь мир смеется над мусульманами, которые в двадцать первом веке не могут определить местоположение луны на небе.

Отец: Мы сами смеемся над собой, но ислам тут ни при чем. У нас «ученых» много развелось. Допустим, что сейчас десять часов утра. Задаю вопрос: Когда будет обеденный намаз? Отвечаю: Через три часа (не будем придираться к минутам). Мой ответ правильный, но он не имеет к обеденному намазу непосредственного отношения. О наступлении времени намаза извещает азан. Не принято в десять часов утра провозглашать азан к обеденному намазу, если даже мы точно знаем о времени обеденного намаза. Надеюсь, теперь понятно, почему нельзя в начале месяца объявлять о дне праздника. В религии ритуал имеет особый смысл.

Сын: Мы же в десять часов утра знаем точное время обеденного намаза. Почему в начале месяца нельзя точно сказать, когда конец месяца, когда будет праздник? Неужели это невозможно?
Отец: Это можно сделать, но не всегда.

Сын: Опять какие-то оговорки.

Отец: В этом величие правила пророка (с). У науки до сих пор нет более надежного правила, есть только цифры, таблицы, схемы, диаграммы и т.д. В конечном итоге все упирается в человеческий фактор. Что-то подобное происходит на уровне квантовой механики, где наблюдателю отводится особая роль. Нам остается только гадать, откуда у безграмотного пророка (с) были такие познания в астрономии. Подумайте над этим.

Сын: А ты знаешь, когда будет Ураза-Байрам в этом году?

Отец: Сократ сказал, что знает лишь то, что ничего не знает. Какой великий ум! Истина Сократа имеет несколько смысловых уровней. Один из них: прежде чем говорить, подумай о последствиях. Зачем нужны знания, если они ведут к раздору? Слушайте тех, на ком лежит груз ответственности за принятие решения. У безответственности язык без костей.

Существуют разные уровни ответственности. Сельский имам имеет возможность переложить ответственность за принятие решения на муфтия республики. Воспользуйтесь этим. Муфтий республики не может переложить этот груз на других. Нам не дано чувствовать тяжесть чужого груза. Удачи всем, всегда и везде!
 

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

2
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

1
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

21
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

4
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

6
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

17
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

23
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

9
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

96
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...