X
09:39 03.09.2025

Невежливые перевозчики

Общественный транспорт – это кровеносная система любого города, а водители – ее ключевые составляющие. От их профессионализма, чуткости зависят комфорт и безопасность огромного количества людей. Однако в Махачкале поездки на маршрутках всё чаще напоминают русскую рулетку. Идешь каждый раз на остановку и думаешь про себя: повезет сегодня с водителем или поездка снова превратится в испытание на прочность нервной системы? Хамство, грубость и пренебрежительное отношение к пассажирам стали, увы, обыденностью.

Как итог, страдают люди, подвергающиеся унижению и риску, репутация транспортных компаний и общий имидж города. Вот несколько примеров водительского бескультурья, свидетельницей которого стала автор этих строк.

Ситуация первая. Маршрутка подъезжает к остановке. Одни пассажиры выходят, другие готовятся зайти. Мама с ребенком собирается ступить на подножку, как вдруг водитель, не глядя в боковые зеркала, резко трогается с места. Девочка едва не падает. К счастью, мать успевает ее удержать. В салоне поднимается шум, люди возмущены и требуют у горе-водилы немедленно остановиться. Когда перепуганные мама с дочкой зашли, обеспокоенные пассажиры спросили, всё ли в порядке. А уже после одна из женщин делает водителю вполне резонное замечание: «Вам бы следовало быть повнимательнее! А вы всё время в телефон смотрите».

В ответ – сплошная агрессия: «Что вам от меня надо?! За свои несчастные 32 руб­ля вы здесь права качать собрались?!»

Разговор перерастает в перепалку. Водитель не только не признает вину, но и перекладывает ответственность на пострадавших: «Не надо спать, когда у входа стоишь!»

Единственный аргумент, который остается у возмущенных пассажиров, – пригрозить жалобой на него в транспортную компанию.

Впрочем, ответ стандартный: «Жалуйтесь куда хотите. Хоть сто жалоб пишите!»

Ситуация вторая. В другой маршрутке школьник, выходя, вежливо говорит водителю: «Спасибо». Однако того это явно не устраивает, он требует плату за поездку, хотя по действующему законодательству школьники имеют право на льготный проезд. Мальчик молча выходит, водитель же выскакивает из машины, догоняет подростка и обрушивает на него поток унизительной ругани на глазах у всех. Возмущенная пассажирка, мама двоих детей-школьников, говорит водителю: «Вы знаете, что сейчас были неправы?»

Ответ категоричен: «Мне эти ваши законы не нужны. Зашли в мою машину – все должны платить!»

А вот следующая ситуация, на мой взгляд, апогей хамства. Водитель маршрутного такси ведет себя на дороге явно неадекватно: резкие обгоны, рывки на большой скорости… Людей буквально бросает из стороны в сторону. После замечания одной из пассажирок он не просто огрызается, а переходит на откровенно сексистские оскорбления:

«Вам, женщинам, слишком много свободы дали. Раньше в горах порядок был, бабы рот не открывали лишний раз».

Попытка остальных вступиться за нее, привести собственные аргументы завершилась ультимативным требованием: «Если что-то не нравится – выходите». Однако карма настигает его тут же: машина глохнет и отказывается заводиться.

Наверняка у каждого пассажира найдутся подобные истории.

Никто не спорит, работа водителя марш­рутки – это колоссальный стресс: пробки, сложный график, постоянный контакт с большим количеством людей (тоже не всегда вежливых и понимающих) – всё это изматывает. Но разве можно таким образом оправдать бескультурье?

И тут же напрашивается ряд других вопросов: а есть ли на таких вот товарищей управа? Транспортные компании, то есть прямые работодатели, проводят хоть какую-то фильтрацию соискателей при подборе персонала? Проверяются ли личностные качества, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки? Наконец, самый главный вопрос: какие меры воздействия применяются к хамам?

В службах такси, например, система отлажена: жалоба клиента ведет к строгому штрафу, а систематические нарушения – к блокировке в приложении, а значит, к финансовому ущербу и отстранению от работы.

Следующий вопрос уже к транспортному управлению столицы: существуют ли в городе эффективные механизмы обратной связи? Единый портал, куда стекала бы вся информация по жалобам, чтобы можно было составить объективную картину и принять адресные меры?

Хамство в наших маршрутках давно перестало быть досадным недоразумением. Это большая проблема. Молчаливое терпение пассажиров только развязывает руки недобросовестным водителям. Необходимы конкретные и решительные шаги на всех уровнях.

Со стороны пассажиров: перестать молчать. Фиксировать номера маршруток, время, место и суть нарушения, массово направлять жалобы в транспортные компании и профильное управление (коллективные жалобы игнорировать сложнее).

Со стороны транспортных компаний: внедрить прозрачную систему учета репутации водителей, где жалобы будут вести к конкретным финансовым и дисциплинарным последствиям – штрафам, отстранению от работы, увольнению.

Со стороны городских властей: если вышеупомянутый централизованный портал существует, то насколько оперативно и эффективно работают с поступающими обращениями?

Общественный транспорт должен быть общественным благом, а не территорией произвола. Пока за рулем маршруток находятся люди, позволяющие себе оскорблять пассажиров и игнорировать их безопасность, ни о каком комфортном городском пространстве говорить не приходится. Безо­пасность и уважение к людям – это базовое требование к профессии водителя, которое должно неукоснительно соблюдаться.

Похожие

Изгнанники из транспортного рая

31
Пожилой пассажир устало опускается на услужливо освобожденное парнем сидение и замечает: «Над моим домом самолеты чаще...

Тысяча и одна проблема

97
Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям...

Бесконечный час пик

46
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства...

Ответы без ответов, или «Метановые» маршруты

44
После публикации в «ДП» в ноябре прошлого...

Пассажиры третьего сорта?

57
Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была...

Накажут по-новому

21
С 1 января 2020 г. ГИБДД официально сможет штрафовать водителей грузовых и пассажирских...

«Требования УФАС не пугают перевозчиков»

109
Вынесенная в заголовок цитата, взята из...

Один лот – один автобус

112
Кризис ценообразования при формировании тарифа на проезд в общественном транспорте...

Статьи из «Общество»

Труд под контролем профсоюза

3
Отчетно-выборная конференция профсоюзов проходит раз в пять лет. На нынешней 36 делегатов...

Лето без «пустых» дней

6
Три месяца и три смены, наполненные играми и новыми открытиями. Этим летом тысячи ребят из...

Гражданином быть обязан

8
Кто такой гражданин? Что такое гражданственность? И вообще, как часто мы задумываемся об этих далеко не праздных понятиях для любого человека в любой стране?

На особом контроле

12
Моя однокурсница Джамиля рано осталась без родителей и жила с дедушкой. В 18 лет она...

Синоптики прогнозируют циклон ужаса

7
Прощаясь с летом, выражаем благодарность Всевышнему за опровержение пессимистичных прогнозов, озвученных некоторыми...

«Классное» размещение

13
На недавнем совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства среди...

Свинцовые будни Куруша

175
Куруш – самое высокогорное, даже не в Дагестане и России, а в Европе, селение. Он находится на...

«Профсоюзы – религия труда!»

230
В год 105-летия дагестанских профсоюзов предлагаем вашему вниманию интервью с председателем Дагестанского Республиканского союза организаций профсоюзов Абдуллой...

Дроны: атака на бизнес

10
В последнее время жители респуб­лики сталкиваются с регулярным отключением мобильного интернета. Мера эта вынужденная, она связана с обеспечением безопасности...