Как итог, страдают люди, подвергающиеся унижению и риску, репутация транспортных компаний и общий имидж города. Вот несколько примеров водительского бескультурья, свидетельницей которого стала автор этих строк.
Ситуация первая. Маршрутка подъезжает к остановке. Одни пассажиры выходят, другие готовятся зайти. Мама с ребенком собирается ступить на подножку, как вдруг водитель, не глядя в боковые зеркала, резко трогается с места. Девочка едва не падает. К счастью, мать успевает ее удержать. В салоне поднимается шум, люди возмущены и требуют у горе-водилы немедленно остановиться. Когда перепуганные мама с дочкой зашли, обеспокоенные пассажиры спросили, всё ли в порядке. А уже после одна из женщин делает водителю вполне резонное замечание: «Вам бы следовало быть повнимательнее! А вы всё время в телефон смотрите».
В ответ – сплошная агрессия: «Что вам от меня надо?! За свои несчастные 32 рубля вы здесь права качать собрались?!»
Разговор перерастает в перепалку. Водитель не только не признает вину, но и перекладывает ответственность на пострадавших: «Не надо спать, когда у входа стоишь!»
Единственный аргумент, который остается у возмущенных пассажиров, – пригрозить жалобой на него в транспортную компанию.
Впрочем, ответ стандартный: «Жалуйтесь куда хотите. Хоть сто жалоб пишите!»
Ситуация вторая. В другой маршрутке школьник, выходя, вежливо говорит водителю: «Спасибо». Однако того это явно не устраивает, он требует плату за поездку, хотя по действующему законодательству школьники имеют право на льготный проезд. Мальчик молча выходит, водитель же выскакивает из машины, догоняет подростка и обрушивает на него поток унизительной ругани на глазах у всех. Возмущенная пассажирка, мама двоих детей-школьников, говорит водителю: «Вы знаете, что сейчас были неправы?»
Ответ категоричен: «Мне эти ваши законы не нужны. Зашли в мою машину – все должны платить!»
А вот следующая ситуация, на мой взгляд, апогей хамства. Водитель маршрутного такси ведет себя на дороге явно неадекватно: резкие обгоны, рывки на большой скорости… Людей буквально бросает из стороны в сторону. После замечания одной из пассажирок он не просто огрызается, а переходит на откровенно сексистские оскорбления:
«Вам, женщинам, слишком много свободы дали. Раньше в горах порядок был, бабы рот не открывали лишний раз».
Попытка остальных вступиться за нее, привести собственные аргументы завершилась ультимативным требованием: «Если что-то не нравится – выходите». Однако карма настигает его тут же: машина глохнет и отказывается заводиться.
Наверняка у каждого пассажира найдутся подобные истории.
Никто не спорит, работа водителя маршрутки – это колоссальный стресс: пробки, сложный график, постоянный контакт с большим количеством людей (тоже не всегда вежливых и понимающих) – всё это изматывает. Но разве можно таким образом оправдать бескультурье?
И тут же напрашивается ряд других вопросов: а есть ли на таких вот товарищей управа? Транспортные компании, то есть прямые работодатели, проводят хоть какую-то фильтрацию соискателей при подборе персонала? Проверяются ли личностные качества, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки? Наконец, самый главный вопрос: какие меры воздействия применяются к хамам?
В службах такси, например, система отлажена: жалоба клиента ведет к строгому штрафу, а систематические нарушения – к блокировке в приложении, а значит, к финансовому ущербу и отстранению от работы.
Следующий вопрос уже к транспортному управлению столицы: существуют ли в городе эффективные механизмы обратной связи? Единый портал, куда стекала бы вся информация по жалобам, чтобы можно было составить объективную картину и принять адресные меры?
Хамство в наших маршрутках давно перестало быть досадным недоразумением. Это большая проблема. Молчаливое терпение пассажиров только развязывает руки недобросовестным водителям. Необходимы конкретные и решительные шаги на всех уровнях.
Со стороны пассажиров: перестать молчать. Фиксировать номера маршруток, время, место и суть нарушения, массово направлять жалобы в транспортные компании и профильное управление (коллективные жалобы игнорировать сложнее).
Со стороны транспортных компаний: внедрить прозрачную систему учета репутации водителей, где жалобы будут вести к конкретным финансовым и дисциплинарным последствиям – штрафам, отстранению от работы, увольнению.
Со стороны городских властей: если вышеупомянутый централизованный портал существует, то насколько оперативно и эффективно работают с поступающими обращениями?
Общественный транспорт должен быть общественным благом, а не территорией произвола. Пока за рулем маршруток находятся люди, позволяющие себе оскорблять пассажиров и игнорировать их безопасность, ни о каком комфортном городском пространстве говорить не приходится. Безопасность и уважение к людям – это базовое требование к профессии водителя, которое должно неукоснительно соблюдаться.