Новые изменения в жизни водителей
В России вступают в действие новые законодательные инициативы, оказывающие существенное влияние на автомобилистов с долговыми обязательствами, превышающими 10 тысяч рублей. Автомобилистам с долгами начнут массово приостанавливать действие водительских прав.
Право ограничивать вождение за долги у приставов было и раньше, но использовали они его эпизодически. Сотрудники ФССП руководствуются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в котором есть статья 67.1. Именно в ней прописана возможность для приставов ограничивать должников в разных правах, включая право управления любым транспортным средством. Возможность приостанавливать права у приставов появляется, когда сумма долга превышает 10 тысяч рублей.
Но есть категории граждан, в отношении которых ФССП такую меру применить не может. Закон запрещает забирать права у тех, кому они необходимы для работы водителями, а также у инвалидов и тех, для кого использование машины является жизненно важной необходимостью (например, семья живет далеко от цивилизации, где нет общественного транспорта) – все эти категории подтверждаются специальными справками и прописаны в статье 67.1.
Представители ФССП и ГИБДД пришли к договоренности о том, что приставы могут использовать право ограничения ВУ для должников нескольких категорий, но только при условии суммарного долга свыше 10 тысяч рублей. Речь идет о злостных неплательщиках по штрафам. Также в зоне риска должники по алиментам. ГИБДД и ФССП планируют работать совместно. Судебные приставы не могут отобрать у автомобилистов сам документ, они только выдают соответствующее постановление и вносят данные в электронную базу.
Если инспекторы ГИБДД во время проверки «пробивают» права и видят, что они приостановлены из-за долгов, то выписывают водителю административный протокол по ст. 17.17 КоАП РФ. По ней нарушителя ожидает до 50 часов общественных работ или лишение прав на срок до 1 года. Если водитель и дальше продолжит ездить на автомобиле без прав, его ждет еще более строгое наказание – штраф 30 000 рублей, арест на 15 суток или 100–200 часов общественных работ.
«Раньше приставы эпизодично использовали приостановку прав и количество таких дел исчислялось несколькими сотнями тысяч по негласной договоренности с ГИБДД. Системное использование статьи 67.1 по отношению к должникам приведет к миллионам запретов и массовым лишениям прав.
Порог в 10 тысяч рублей, после которого приставы уже могут запустить процедуру приостановки прав, слишком мал при современных штрафах. Так считает координатор общества «Синие ведерки» и защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. По его словам, страдать от массовой приостановки прав в лице ФССП будут автомобилисты, которые готовы заплатить, но не осведомлены о собственных штрафах, которые видны только в планшете инспектора ГИБДД.
«10 тысяч рублей – это два штрафа за неоплаченную парковку в Москве, попасть на них может кто угодно. Но есть и другая проблема – водителям штрафы не приходят, а потом прилетают пачками. Люди вынуждены сами проверять штрафы на десятке сервисов. Такого быть не должно. Государство должно уведомлять автомобилиста всеми возможными способами. Десять тысяч – это очень маленький порог, нужно поднять хотя бы до 30 или 50 тысяч рублей. Или пересматривать подход к уведомлениям», – посчитал Шкуматов.